«Наша служба и опасна, и трудна...»

В общем, исполнять решения суда о принудительном взыскании долгов становится все сложнее и опаснее. В подобных случаях мы звоним в дежурную часть горотдела УМВД. Однажды милиционеры приехали через четыре часа и, убедившись, что «не убили, ноги не переломали», уехали, никаких мер не предприняв. А чаще на вызов вообще не реагируют: мол, постановление о привлечении к рейдам нашей службы милиционеров нужно выносить заранее.

Допустим. Но удастся ли правоохранителям сопровождать всех наших сотрудников - вот вопрос. Ведь в рейд обычно одновременно выходят 25 исполнителей, и у каждого несколько десятков адресов. Мы ежемесячно открываем около 5 тыс. исполнительных производств (более половины из них - штрафы ГАИ). И что же, на каждого вызывать милиционера? Не слишком ли это дорогое «удовольствие» для государства? Да и где набрать столько «охранников»? Так нам чаще всего и отвечают.

Во всяком случае, наученные горьким опытом, руководители горрайонной исполнительной службы вынесли в июне постановление о привлечении милиционеров к рейдам, но в горотделе УМВД его проигнорировали.

Конечно, не все должники агрессивные. Иногда визиты проходят спокойно, без происшествий. На днях, например, наши сотрудники посетили 25 квартир - и никаких «боев». Ведь многие оценивают ситуацию правильно: или спешат уплатить долги самостоятельно, или не препятствуют описанию имущества. Но кто как поведет себя во время визита госисполнителей, заранее предусмотреть невозможно. Поэтому выборочно выносить постановление не получается.

То, что госисполнители нуждаются в охране, думаю, в доказательствах не нуждается. Почему они должны рисковать своим здоровьем и жизнью во время выполнения служебных обязанностей? В России, например, судебные приставы вооружены. У нас пока законодательство ничего подобного не предусматривает. Значит, ничего не остается, как надеяться на милицию. Пусть из горотдела хотя бы в экстремальных случаях приезжают на наши вызовы - но только сразу же, а не спустя несколько часов!

Есть у нас и другие проблемы. Недавно пришлось исполнять решение суда о принудительном взыскании долга за коммунальные услуги в отношении человека, который умер семь лет назад. И этот случай не единичный. Тут явный прокол коммунальных служб. Он не опасен, но бесполезен: кому нужен «холостой выстрел» по долгам? Наталья РОЗКА, заместитель начальника горрайонной службы.

Заплатили штраф - отнесите квитанцию в исполнительную службу
Иван Петрович нарушил правила дорожного движения. Его вызвали повесткой в суд. Но дата заседания совпала с важной командировкой, и он решил ее не откладывать, поскольку знал, что ему всего-навсего грозит небольшой штраф.

О том, что нужно заплатить 17 грн. штрафа, Иван Петрович узнал из постановления горрайонной исполнительной службы. Как законопослушный гражданин тут же пошел в отделение «Ощадбанка», чтобы рассчитаться. Но там «обрадовали»: реквизитов нужного ему счета в банке нет. Иван Петрович выяснил необходимые сведения и со второго захода перечислил деньги в бюджет.

Каково же было его удивление, когда спустя полгода в его квартире раздался звонок и на пороге появились госисполнители: «Вы должны...» Да и штраф уже подрос до 23 грн. Только после предъявления копии квитанции претензии к «жуткому должнику» сняли.

Мы попросили прокомментировать ситуацию начальника горрайонной исполнительной службы Валерия ВЛАСЕНКО. Суд, подчеркнул он, состязательный орган. Значит, человек, которого обвиняют в правонарушении, должен участвовать в заседании, чтобы защищать свои права. Тогда он будет знать и о решении.

Документы из суда поступают в исполнительную службу, там открывают исполнительное производство и отсылают постановление гражданину. Бывает, госисполнителю достаточно позвонить (и такой возможностью сотрудники службы пользуются) - и гражданин тут же оплачивает штраф.

Но после этого нужно - обязательно! - предъявить госисполнителю квитанцию об уплате. Потому что если штраф в течение семи дней после открытия исполнительного производства не уплачен, то начисляется исполнительный сбор в размере 10 проц. назначенной суммы, а также 5 грн. - на исполнительные траты (бумагу, конверт и так далее). Но эти «начисления» не взыскиваются, если штраф уплачен вовремя. Даже в том случае, если квитанция предъявлена с большим опозданием.

ОТ РЕДАКЦИИ
Мы поинтересовались, как к проблемам исполнительной службы относятся в межрайонной прокуратуре. Помощник прокурора Наталья Неровная, которая курирует горрайонную исполнительную службу, о них, конечно, знает. Но поскольку в ее обязанности входит надзор за соблюдением законности именно госисполнителями, Н. Неровная отослала нас к заместителю прокурора Геннадию Фомину, который осуществляет надзор за милицией. Он признался, что в суть вопроса не вникал и знает о нем лишь понаслышке.

Реакция межрайонного прокурора Владимира Кривоножко также не внесла в ситуацию ясности. Существует, сказал он, процедура привлечения сотрудников милиции к принудительному взысканию денег с должников. А жалобы от госисполнителей на отказ милиционеров выполнять постановления не поступали.

Круг, как говорится, замкнулся. Мы надеемся, что после публикации отношение правоохранителей к проблеме изменится. Они вникнут в ее суть и найдут пути решения, ведь при желании это возможно. А насколько важно, надеемся, никто не сомневается. Ведь ничего нет ценнее в этом мире, чем жизнь и здоровье человека.