Истории строки. Год 1947-й

Прощай, червонец!
В воскресный полдень14 декабря 1947 г. известный всей стране голос диктора Левитана порадовал граждан СССР предновогодним сюрпризом партии и правительства - денежной реформой и отменой карточек на продукты и промтовары.

Реформу готовили втайне, но слухи, конечно, в народ просочились. Неудивительно: еще в начале месяца Мелитопольский горисполком утвердил документ о создании обменных пунктов для предстоящей денежной реформы. Он имел гриф «Сов. секретно», но «своим» людям можно было шепнуть пару слов. Короче, люди «при деньгах» скупали что можно, по опыту зная, что государство их «обдерет». Вот выдержки из типичных донесений МВД тех дней: «В магазине № 8 распроданы 4 аккордеона и 12 баянов, не имевших ранее спроса. Усилился спрос на скрипки и гитары»; «В коммерческом магазине распроданы запасы не только меховых изделий, но и тюбетеек»; «На толкучем рынке отрезы дорогих тканей подорожали вдвое, хромовые сапоги, продававшиеся ранее за 1000 руб., стоят уже 1500».

14 декабря в 15.00 в милиции вскрыли запечатанные сургучом пакеты. В них лежали условия обмена денег. Старые рубли меняли на новые в пропорции десять к одному. Вклады в сберкассах переоценивались в зависимости от их размера: до 3000 рублей - один к одному, от 3000 до 10000 рублей - три старых рубля на два новых, а свыше 10000 - два к одному. Прежние деньги уходили из оборота, в том числе и знаменитые советские червонцы с портретом Ленина (лишь слово «червонец» продолжает жить и в наши дни).

Обмен предписывалось провести очень быстро, в течение недели. В городе открыли 15 обменных пунктов: не только в сберкассе, госбанке и райузле связи, но и на заводах, госмельнице, железной дороге и др. На каждый пункт назначались кассир, два круглосуточных охранника и автомашина. На случай непогоды наметили, где взять десяток конных повозок.

С точки зрения власти реформа удалась: изъяли из оборота массу «лишних» денег, напечатанных в годы войны, отсекли фальшивые рубли, выпущенные фашистами, заставили осторожных граждан вытащить деньги из домашних «схованок». Но благодарили за реформу только штатные ораторы на митингах. Цены на все товары снизили не в десять раз, а только втрое. То есть реальные повседневные расходы людей утроились. В большинстве сельчане хранили деньги дома и не успели обменять их в отведенный срок.

В народе о той реформе рассказывали анекдот: «Пришел мужик из села старые деньги на новые менять. Целый мешок принес. Зашел в сберкассу, там народу тьма, очередь кругами вьется. Мужик кинул мешок с деньгами в угол и пошел хвост очереди искать. Нашел. Возвращается в угол - деньги на месте, а мешок-то украли...»

Да будет свет!
В феврале 1947 г. городские власти взялись навести порядок в использовании электроэнергии: мощностей электростанции не хватало. Трудно поверить, но в городе было запрещено пользоваться электроприборами. Даже частным гражданам! Исключение делали для больниц (электроплитки), парикмахерских, ателье (утюги). Каждому потребителю устанавливался лимит на месяц: от восьми киловатт в июне до 18 кВт - в декабре (кстати, а сколько вы расходуете сейчас?). За первый перерасход надо было платить в десять раз дороже, а на второй раз любителю светлой жизни устраивали «темную» - квартиру просто отключали. Вводились жесткие нормы: на комнату площадью до 16 кв. метров разрешалось иметь одну лампочку не более чем на 60 ватт, в коридорах и туалетах квартир на нескольких хозяев - до 25 ватт. Для учебных заведений нормы были немного выше, все-таки «ученье - свет»!

Операция «ЛСА»
Только-только отгремели сражения танков, самолетов, техники. Испытано атомное оружие. Напряженность между СССР и Западом растет. «Холодная война» вот-вот перерастет в «горячую». И вот, укрепляя обороноспособность страны, ее руководство готовит армейский резерв - лошадей. Лошадей?!

Да, видно, на самом верху полагали, что кавалерия в случае чего еще скажет свое слово. Что лошади будут таскать пушки, полевые кухни, всякие грузы, перевозить солдат... В это трудно поверить, но с фактами не поспоришь. В архивных бумагах встречаются секретные документы о каком-то загадочном «фонде ЛСА». Расшифровывалось так - «Лошади Советской Армии».

Вообще конный транспорт в Мелитополе был в те годы обычным делом. Лошадок по городу ездило больше, чем автомобилей. В 1947 г. десяти из них повезло особо: их наметили «призвать в армию». Трех как верховых, семь - обозными. Каждая получила паспорт, конюха, персональное питание, стойло в общей конюшне и освобождение от тяжелых (а молодняк - от любых) работ. Была серьезная трудность: лошадей было негде и нечем квалифицированно подковать. Не было и предметов ухода - щеток, скребниц. Горисполком приказал горпромкомбинату открыть кузницу и решать проблему подков, особых гвоздей и квалифицированных кузнецов. Хозяев лошадей (завод им. Воровского, горполиклиника, садстанция, консервный завод и другие) контролировала специальная городская комиссия, которую возглавлял подполковник Ремизов.

В общем, дело было поставлено всерьез. К счастью, до войны не дошло, и возить на подводах советские ядерные боеголовки не пришлось.

Использованы материалы Мелитопольского краеведческого музея и Государственного архива Запорожской области. Хотите дополнить рассказ о тех годах? Позвоните нам: 42-21-93.