Крымчане хотят знать, что будет после деоккупации полуострова, и Украина должна дать им четкое понимание

Переглядів: 2322

2 березня 2024 18:47

Крымчане хотят знать, что будет после деоккупации полуострова, и Украина должна дать им четкое понимание фото

В течение длительного времени после начала оккупации Крымского полуострова общественные организации говорили о том, что Украине следует делать и как мы будем возвращаться домой, вернув Крым.

Сейчас ситуация изменилась: правозащитные организации с большим количеством государственных органов говорят о реинтеграции Крыма, все больше госорганов вовлекаются в эту дискуссию. Я хотела бы очень поблагодарить за эту включенность в разговоры о необходимости деоккупации Крыма и о том, что необходимо сделать после деоккупации полуострова, как защитить наших людей, которые находятся на временно оккупированной территории Крыма.

Мы всегда должны учитывать, что нам очень сложно получить первичную информацию о Крыме. У нас нет средств, которыми мы можем измерить запросы на ВОТ. Понятно, что там есть репрессивные законы. Поэтому мы можем делать выводы на основе той информации, которая есть у нас, потому что мы работаем в полях и получаем показания от людей, которые выезжают из ВОТ на территорию, подконтрольную правительству Украины.

У оставшихся во временной оккупации крымчан есть большой запрос на определенность

Даже несмотря на то, что все границы Российской Федерации фактически закрыты, а РФ еще вначале коронавирусной пандемии сделала все возможное, чтобы крымчане не могли уехать с полуострова, мы все же получаем эту важную информацию.

И я могу подтвердить, что у оставшихся во временной оккупации крымчан есть большой запрос на определенность относительно того, что будет после деоккупации полуострова. Ведь когда ты читаешь разрозненные законы и законопроекты, очень сложно сформировать впечатление о том, что же будет с простыми людьми, выживавшими все это время, исходившими в своих поступках из презумпции, что РФ никогда не отдаст Крым, как быть им?

Безусловно, есть вопрос, касающийся «документов», выданных в оккупации. А их миллионы. И мы должны осознавать, что после деоккупации полуострова мы столкнемся с тем, что будут люди, у которых никогда никаких украинских документов, кроме свидетельства о рождении, нет и не было. И даже есть такие граждане Украины, у которых нет и свидетельств о рождении украинского образца.

Это значит, что мы должны как государство не перекладывать бремя доказывания своей принадлежности к гражданам Украины на людей, которые остались в оккупации, чтобы они сами что-то делали, доказывали, устанавливали факты в судебном порядке. Мне кажется, здесь мы должны как государство все-таки брать на себя ответственность и разрабатывать уже сейчас такие механизмы, которые дали бы людям в оккупации понимание, что после деоккупации их жизнь не станет существенно хуже.

Есть конечно вопросы безопасности. Мы не знаем, как именно состоится деоккупация Крыма – дипломатическим или военным путем. Очевидно, что местное население будет бояться войны в том смысле, в котором мы ее видим уже в течение 10 лет на отдельных территориях и двух лет широкомасштабной войны. Важно говорить, что некоторые страхи мы не сможем снять, потому что мы не знаем, как будет в будущем. Но какие-то вещи должны дать осознание, какой будет практика Украины и как мы к тому или иному вопросу относимся. Это точно в наших силах.

Мы должны говорить о документах и ответственности. Прокурор Автономной Республики Крым Игорь Поночевный отметил, что прокуратура автономии взвешенно относится к вопросу привлечения к ответственности за коллаборационизм. Но это нужно общаться с обществом и объяснять, потому что российская пропаганда может просто переводить статью Уголовного кодекса Украины или прямо на нее ссылаться. Эта статья о коллаборационной деятельности не дает уверенности, что простые люди не будут привлечены к ответственности, а будут отвечать только руководители.

Мы должны говорить о развитии нового инструмента – люстрации. То есть, чтобы это было не только уголовное наказание за сотрудничество с оккупационными властями, но и чтобы для тех, кто не совершал военных преступлений, кто не принимал решений, которые привели, например, к заключению замглавы Меджлиса крымскотатарского народа Наримана Джеляла, могли бы быть альтернативные ограничительные меры посредством люстрации.

Также важно говорить с теми людьми, которые приехали из ВОТ Крыма на подконтрольную украинскому правительству территорию без документов и сталкиваются с проблемой получить эти документы.

Мы десять лет об этом говорим. Мы видим этих людей, у которых есть только свидетельство о рождении и которые вынуждены после приезда на подконтрольную территорию идти в суды и по полгода и больше устанавливать свою личность – это не дружественно. Такие люди не должны быть преданными, но должны получить от государства надлежащий уровень поддержки.

Кроме того, мы должны говорить с населением подконтрольной правительству территории, не крымчанами. Они также должны быть готовы к деоккупации.

Не крымчане также должны быть готовы к деоккупации

На прошлой неделе мой 13-летний сын, уезжавший со мной из Крыма, когда ему было четыре года, готовил презентацию о местах, где он хотел бы оказаться. Симферополь был на первом слайде. Я бы очень хотела, чтобы те люди, которые стремятся вернуться к себе домой, могли бы это сделать. А те, кто никогда там не был, также могли бы познакомиться с нашим домом и увидеть, какое это прекрасное место.

Выступление адвокационного директора Центра прав человека ZMNIA Алены Луневой во время форума «26-2-14: Война началась в Крыму» в День сопротивления оккупации Крыма 26 февраля 2024 года




Схожі новини: