Обратный счет: основные особенности обучения, методики и техники

Переглядів: 787

26 травня 2021 18:47

Обратный счет: основные особенности обучения, методики и техники фото

Математическое развитие дошкольников одна из первостепенных образовательных задач, требующая систематического, структурированного подхода в обучении, соблюдения дидактических принципов методики и учет возрастных особенностей детей. При выборе технологии обучения необходимо ориентироваться на соответствие выбранной методики поставленным образовательным задачам, а также уровнем понимания структуры занятий, достаточным количеством разнообразных игровых методов, словесных приемов, активизирующих умственные процессы дошкольников.

Обучение счету – простая и понятная задача, для того чтобы научить ребенка считать необязательно быть педагогом. Но в некоторых случаях родители, воспитатели дошкольных учреждений и развивающих центров сталкиваются с определенными проблемами при обучении детей счету, и если обучение порядковому счету трудностей не вызывает, то обратный счет достаточно сложная задача для понимания ребенка и требует применения от учителя эффективных методов обучения.

На сегодняшний день разработано достаточно развивающих технологий, обеспечивающих развитие математических способностей у дошкольников, например, методика Соробан позволяет за короткое время научить ребенка не только порядковому и обратному счету, но и вычислительным операциям в уме. Для того чтобы проводить занятия по этой методике потребуется пройти курсы или обратиться в специальные развивающие центры, в которых созданы необходимые условия для развития математических представлений.

Особенности обучения детей обратному счету

Обучение обратному счету – посильная задача для детей 5-7 лет, дошкольников более раннего возраста можно обучать обратному счету, только после успешного освоения порядкового счета в пределах второго десятка. Самостоятельной методики обучения обратному счету нет, как правило, это один из разделов методик математического развития. Традиционной методикой для дошкольников является программа Леушиной М.А., которая длительное время использовалась в дошкольных учреждениях. Обучение обратному счету, в соответствии с методикой Леушиной М.А. строится на принципе понимания смежных чисел, предыдущего и последующего числа. На начальном этапе обучения осуществляется работа с числовым рядом «до» и «после» в пределах пяти.

Перед тем как начать обучение обратном счету, помните, что при обучении дошкольников должен учитываться принцип доступности и последовательности, обратному счету необходимо учить детей только после освоения порядкового счета.

Как научить считать ребенка обратным счетом?

Выбирая программу математического развития необходимо учитывать имеющие знания у детей, для решения многочисленных задач потребуется комплексная программа, реализация которой возможна только в условиях образовательного центра или дошкольной организации. Преподаватели способны научить ребенка в возрасте 5-7 лет порядковому и обратному счету ребенка в пределах ста, такими возможностями обучения обладает ментальная арифметика, позволяющая с помощью специальных счет научить ребенка многочисленным операциям с двузначными числами в уме.

Для тех, кто решил обучать детей обратном счету самостоятельно, предлагаем воспользоваться нашими рекомендациями, которые помогут эффективно организовать процесс обучения.

  1. Для того чтобы процесс обучения был интересен ребенку используйте специальные дидактические наглядные средства, на которых представлены различные множества с «исчезающим» элементом, например, палочки Х. Куизенера, числовые карточки, счетная лесенка.
  2. На начальном этапе обучения разберите с ребенком множество, состоящее из 5 элементов, убирайте постепенно по одному элементу и просите ребенка назвать оставшееся количество предметов. Закрепляйте, описанное выше действие, многократными повторениями, до того времени, как ребенок сможет называть числа в обратном порядке без наглядности. В среднем на это уходит от 3 до 7 занятий. Далее переходят к обучению обратному счету в пределах десяти.
  3. Вместо счетной лесенки, можно использовать карточки, например с изображением осеннего дерева. Показывая ребенку карточку, взрослый поясняет, что листья с дерева опадают и просить назвать сколько изображено листьев на дереве (карточки следует быстро менять, для того чтобы было слитное звучания счета). После проведения нескольких вариантов игр необходимо рассказать ребенку, что такой счет называется обратным, принципом которого является вычитание 1 из предыдущего числа.
  4. Для закрепления навыка обратного счета используйте дидактические игры: «Назови соседей», «Найди ошибку», «Разложи по порядку», с помощью таких игр дети учатся работать с числовыми рядами, исправлять ошибки, раскладывать числовые карточки в соответствии с правилами игры.

Приведенные выше приемы обучения обратному счету не требуют специальной подготовки и могут использоваться родителями дома, или во время прогулки, кроме того превратив такое занятие в увлекательную игру, ребенок без труда освоит обратный счет в пределах второго и третьего десятка самостоятельно.

*




Схожі новини: