Осторожно, «бэушная» мобилка!

Гарантия - три дня

Ученица одного из мелитопольских ПТУ решила поменять свою старенькую мобилочку на новый, более дорогой телефон. Но Ольга (имя изменено) - сирота, поэтому большой суммы денег на новый аппарат у нее не было, взять или занять было не у кого. Решила копить. За год Оля собрала 700 грн., и все же этой суммы на модный новый телефон, даже с учетом продажи старого, не хватало.

Поэтому девушка решила приобрести мобилку, бывшую в употреблении. Нужную модель нашла быстро. Продавец показал, как работает телефон, и дал гарантию - три дня. Вот тут бы девушке и насторожиться: отчего бы это такой подозрительно маленький срок гарантии? Но уж очень хотелось новинку! И девушка стала обладательницей новенькой мобилочки.

А спустя несколько дней телефон... взорвался! Хорошо, что девушка не держала в этот момент аппарат у лица и не получила травм. Продавец, к которому обратилась Ольга, вернуть деньги, уплаченные за телефон, отказался. Не помогло и обращение в сектор по вопросам защиты прав потребителей.

...только с согласия продавца

- Ничего удивительного, - комментирует ситуацию завсектором по вопросам защиты прав потребителей Мелитопольского горисполкома Светлана Белова. - В мобильном телефоне находятся аккумуляторы, которые содержат литий. Если мобилка попадает в воду, то в аккумуляторах начинается химическая реакция. Спустя несколько дней возможен взрыв. В случае Ольги срок гарантии, назначенный продавцом, уже истек. Согласно п. 2 ст. 8 Закона Украины «О защите прав потребителей», требования потребителей на непродовольственные товары, бывшие в употреблении, реализованные через розничную торговую сеть, могут удовлетворяться по согласию продавца. И значит, вернуть деньги за некачественный «бэушный» аппарат, возместить деньги, потраченные на ремонт, пропорционально уменьшить цену можно только с согласия продавца.

Но продавец может и не пойти навстречу покупателю. Недавно к нам обратилась Наталья Ивановна. Женщине продали телефон, бывший в употреблении, без аккумулятора. Перед покупкой продавец клятвенно обещал, что подходящий аккумулятор подыщет в ближайшее время. Женщина «купилась» на обещания. Ждала-ждала, но так и не дождалась звонка из магазина. А когда наведалась туда лично, продавец сказал, что аккумулятор найти не может. Вернуть деньги за телефон отказался и предложил покупательнице искать аккумулятор самостоятельно. Таких покупателей, как Ольга и Наталья Ивановна, нам по-человечески очень жаль, но помочь мы ничем не можем.

Выполняются ли правила?

Согласно Правилам комиссионной торговли непродовольственными товарами, при сдаче вещей на комиссию граждане Украины должны предъявить паспорт или документ, заменяющий его. В случае, если аппарат окажется краденым, можно будет найти, «откуда ноги растут». Согласно тем же правилам, на комиссию принимаются товары только в рабочем состоянии, не требующие ремонта. Но этот пункт соблюдается далеко не всегда. Часто магазины принимают по дешевке нерабочие телефоны, ремонтируют и выставляют на продажу уже по более высокой цене. Гарантии, что «бэушный» телефон не был в воде, не падал с высоты, не ремонтировался, никакой.

Советы специалиста

Если вы решились на покупку телефона б/у, остановите свой выбор на аппарате, гарантийный срок которого еще не истек. Обычно у таких телефонов есть гарантийный талон, коробка, все аксессуары и детали. Чаще всего срок гарантии на новые телефоны - год. Многие хотят менять аппараты чаще, вот и сдают работающие, но устаревшие модели в магазины. Телефон с документами - гарантия того, что аппарат не краденый и его не придется вернуть настоящему владельцу.

Не покупайте «бэушные» телефоны, на которые продавцы вообще не дают никаких гарантий или предлагают очень маленький гарантийный срок. Обычно это «утопленники» или аппараты, которые могут сломаться в любую минуту.

Не берите неработающие телефоны, без деталей, запасных частей (аккумуляторов и пр.). Учтите, что продавец может не сдержать своих обещаний и вам придется искать запчасти самостоятельно.