Берегиня украинских традиций

На переменах она не мчалась во двор, не носилась по классу, а тихонько сидела за партой, что-то пряча от любопытных глаз. Девчонка вышивала брату рубашку, узор, срисованный с обертки ириски. Прятала работу - боялась, что будут ругать. Но мудрая учительница похвалила, поставила рукодельницу в пример одноклассникам, и Аня стала вышивать, уже не скрываясь. Сначала мама позволяла дочке только заполнять обшитые контуром узоры. Позже научила шить «цыганской дорожкой», «пшеничкой» и «снежинкой», и уже вместе они вышивали рушники: мама - один край, дочка - другой.

Вышиванки для всей семьи

Рубашку будущему мужу и свой наряд для второго дня свадьбы Анна тоже вышила сама. Появился суженый рано. Девушке было семнадцать, когда Иван пришел в отпуск из армии и приехал навестить бабушку в село Городница Ивано-Франковской области. Увидел невесту - на следующий день заслал сватов, а после свадьбы увез с собой в далекую Запорожскую область, в Приазовский район. Бросила девушка дом, каплычку во дворе, построенную отцом, речку, которая текла сразу за огородом. С собой в Нововасилевку везла кожаные туфельки, сшитые папой к первому дню рождения, мамины рушники, десяток вышитых сорочек и веру в добрых людей.

Фото молодоженов Анны и Ивана в национальных костюмах долго украшало выставку местного фотохудожника. Но в новом селе оказалось немодным носить вышиванки - они были спрятаны в сундук. А традиции остались жить в семье. Все трое детей Гордейчуков, регистрируя брак, надевали вышитые мамой сорочки, всем новоиспеченным женам были расплетены косы и повязаны платки.

Самая большая радость для семьи - совместные праздники. На Рождество в доме родителей накрывается стол с двенадцатью постными блюдами, варится настоящая кутья из очищенной пшеницы, а под столом «кудахчут», «мекают», «блеют» внуки - чтоб скот был здоров и давал приплод.

- Не понимаю, как люди приходят в церковь на Пасху с пакетами, что там святить? У меня корзинка - всем загляденье, - рассказывает хозяйка. - Там обязательно домашняя колбаска, сало, творог, писанки, масло, молодой чесночок, хрен... Все это на вышитой салфеточке, а сверху вылепленные из масла и яиц цыплятки. Как приходим из церкви, муж берет большую тарелку и тоненько нарезает все, что насвятили, перемешивает, приправляет хреном. Этим разговляемся, причем едим обязательно руками.

Так отмечали Христово Воскресение в родном селе Анны. Только там перед праздником уже старенькая мама всегда плела длинный венок из полевых цветов и разнотравья, чтоб украсить им крест на старой казацкой могиле.

«Сама умею и других научу»

Сначала на Гордейчуков в селе, где большую часть населения составляют русские молокане, смотрели искоса. Но кто на это оглядывался? Семья, хозяйство, работа... Анну Николаевну приняли нянечкой в детский сад: пока гуляют дети - и она с ними, как приходило время «тихого часа» - рукодельница бралась за иголку. Вышивала все подряд: и салфетки, и скатерти, и настоящие картины, и костюмы для местного ансамбля, в котором сама же и поет.

- Узоры беру отовсюду, - охотно делится Анна Николаевна, - встречаются подходящие рисунки на обертках конфет, в старых журналах, даже на бумажных салфетках. Конечно, есть замечательные орнаменты и в специальных книжках, но там приходится менять цвета. А вот с нитками здесь беда. Дочка из Мелитополя привезла целый пакет, но мне они не нравятся, цвета какие-то тухлые. То ли дело у нас в Городнице - яркие, сочные! Вот мама оттуда и шлет.

И действительно, все ее картины наполнены светом и яркими красками. Даже лики святых при таком буйстве цветов не выглядят строго.

Сегодня Гордейчуки в селе уже свои. Анна Николаевна вышивает рушники для свадеб, она кладезь народного фольклора для местных студентов и школьников. Да и в школе желанный гость: приглашают ее, берегиню украинских традиций, детвору научить писанки расписывать, крестиком вышивать, песни народные петь.