Новый налоговый кодекс: так ли страшен черт, как его малюют?

10 августа эта же тема обговаривалась в конференц-зале горисполкома при участии представителей из шести районов. Звучали и предложения, и замечания, и критика документа. Но все равно дискуссия больше напоминала правовой ликбез от налоговиков и аудиторов, поскольку подавляющее большинство с проектом ознакомиться не успело.

«Плюсы» заметили лишь налоговики
Кодекс, подчеркивали они в своих выступлениях, устанавливает основные принципы определения субъектов правовых отношений, их права и обязанности, перечень налогов, сборов, платежей, размеры налоговых ставок. По «упрощенке» смогут работать предприниматели, реализующие алкогольно-табачные изделия. Для субъектов малого бизнеса – юридических лиц предполагается уменьшение размера ставок единого налога в два раза (с 6 и 10 до 3 и 5 проц. соответственно). В случае конфликта интересов Кодекс четко фиксирует выбор в пользу плательщика.

«Воспитание» проверками
Предприниматели, которые хоть краем глаза заглянули в проект, обратили внимание в основном на отрицательные моменты. Раздел о налоге с доходов физических лиц остался почти без изменений по сравнению с ныне действующим Законом, прогрессивная шкала налогообложения не предлагается, для всех действует единая ставка 15 проц. Налоговики, как и раньше, самостоятельно будут определять, когда, кого и на каком основании они хотят проверять и сколько будет длиться внеплановая проверка. А вот норма о проведении внеплановой проверки только по решению суда, которую очень ждали, так и не появилась.

Предпринимателей возмущает увеличение сроков налоговых проверок – фактически втрое, усиление имущественной ответственности за погашение налоговой задолженности, нарушение налогового законодательства. В то же время по-прежнему отсутствует всякая ответственность контролирующего органа за несоблюдение сроков проверки правомерности заявления о возмещении НДС, незаконное затягивание сроков возмещения уже проверенного НДС. То есть предложенный Кодекс не сбалансирован в вопросе ответственности: плательщики отвечают за нарушения по полной, а контролирующий орган – никакой реальной ответственности не несет.

Продолжение читайте в свежем выпуске газеты «МВ» № 34 от 25-31.08.2010 г.