«У поста должно быть не гастрономическое, а духовное значение»

Бытует мнение, что насельники (люди, живущие в монастыре) встают чуть свет, измождают себя молитвой и трудом. Их жизнь должна быть тяжелой морально и физически. А в период Великого поста и подавно. Так как же на самом деле? Об этом нам помог узнать иеромонах Иоанн.

- В нашем монастыре живут люди, которые делятся на три группы: непосредственно братия - монахи, сейчас их около сорока человек; послушники, которые пытаются вести монашеский образ жизни, преодолевая искушения, и трудники - те, кто только пришел в монастырь.

«Монас» в переводе с греческого означает «один, уединенный, единый с Богом». Это человек, который отрешился от мира, суеты и всего внешнего и стремится достигнуть совершенства внутреннего, настоящего смирения, соединиться с Богом.

- А кто может стать монахом?

- Теоретически в монастырь может прийти любой человек. Но приходят немногие, а остаются единицы. Потому что монашеская жизнь - это призвание. Человеку кажется, что он хочет ее вести, но, придя в монастырь, он понимает, что это не его стезя. Вот для этого и становятся сначала трудниками, а потом послушниками.

Порой верующему человеку дают совет, что он может угождать Богу в мирской, в семейной жизни. Он может жить с Богом по заповедям, быть достойным прихожанином, но монашество ему не по силам.

- Каков жизненный уклад монастыря и изменяется ли он в период Великого поста?

- Общий устав монастыря прост: подъем в полшестого утра, в шесть - молитвенное монашеское правило, потом служба в храме часов до одиннадцати. После службы и обеда - послушание (так называется работа в монастыре). В 12.00 - обед. С 20.00 до 21.00 - вечернее монашеское правило. С 21.00 до 5.30 - свободное время, которое монах использует на отдых, чтение, молитвы.

По уставу во время поста служба становится длиннее, меняются некоторые молитвы, они становятся более покаянными. Мяса монахи не едят никогда. Да и пост у монаха имеет не гастрономическое значение - это не просто воздержание в пище, это воздержание от всех греховных начинаний. Для мирянина пост тоже не должен превращаться в диету. Пост желудка, ущемление тела должны приводить к тому, что на первый план выходит дух: внутренняя работа над собой, удержание от негативных эмоций, раздражения, дурных мыслей. В этот период важны признание греха и попытка его искоренения в себе. Я бы сказал, пост ума.

- Не знаю, кому сложнее держать пост ума - монаху или человеку в миру?

- В миру человек чаще сталкивается с раздражающими факторами. Но факторы эти будут всегда и везде, людям просто надо следить за собой, своими мыслями и настроением. Есть такой пример: монаха раздражали окружающие, и он ушел в уединение, подальше от людей и монастыря. Но, будучи отшельником, он как-то набрал в кувшин воды, поставил его на стол, а кувшин перевернулся. Монах снова набрал воды и поставил на стол. И снова кувшин упал. Так повторялось много раз. Монах разбил кувшин в гневе и взмолился: «Господи, как так получается, что и от людей убежал, а все равно гневаюсь?» Гнев внутри человека, как привычка, как вторая натура. Поэтому нужно вести внутреннюю духовную битву.

- А что поможет в этой битве?

- Молитва - вот спасение и недопущение грешных мыслей. Монахи молятся непрестанно. Некоторые даже во сне: тело отдыхает, а душа молится. Есть множество молитв на всякие случаи жизни. Я, например, повторяю постоянно: «Господи Иисусе Христе, сыне Божий, помилуй меня грешного».

У мирянина мало времени на общение с Богом. В монастыре человек освобождается от забот о хлебе насущном, добывании средств к существованию, заботы о семье. Он освобождается для внутренней жизни.

- Но мужской монастырь - это коллектив, как в армии. Есть ли здесь наказания и случаи «дедовщины»?

- Монастырь - это не армия. В монастырь человек приходит, делая осознанный выбор. В армию призывают, это - обязаловка. А монастырские ворота всегда открыты и человек свободен в выборе, жить или не жить ему монашеской жизнью. Поэтому здесь нет необходимости в рукоприкладстве. Нет и физических наказаний. Дополнительные молитвы, послушание - это скорее моральное наказание. На моей памяти нет ни одного случая, когда бы подрались монахи.

- Послушание - это работа в монастыре. Монахи выполняют послушания в зависимости от своих способностей и желаний?

- Я бы сказал, по необходимости. Мое послушание - я казначей, так как разбираюсь в ведении финансов. Я не могу заниматься починкой электропроводки, потому что ничего в этом деле не понимаю. Послушания разные - одни проще, другие сложнее: написание икон, наведение порядка в храме, работа в столярной мастерской, на строительстве и другие. К монахам требования больше - они воины Христовы. Но предположение о том, что монашествующие должны уморить себя непосильным трудом, неправильное. Труд ничего не принесет, если он не будет одушевлен молитвой.