Остановка по требованию: прихоть пасажиров или насущная необходимость?

Пассажиры, как всегда, стали «крайними»

Начну со звонков в редакцию. Вероника ЧУБ: «На остановке «У кумы», что в микрорайоне, сегодня собралось несколько сотен пассажиров. А микроавтобусы мчались мимо. Кто-то опоздал на работу. Многим пришлось идти пешком. Почему горисполком не сделал эту остановку легальной? Она здесь просто необходима!»

Гарий ПОПКОВ, бывший начальник отдела эксплуатации автопарка: «Есть такое понятие, как остановка по требованию. Ее надо обозначить столбом с табличкой. Если бы этот вопрос вовремя решили, то не было бы нынешнего психоза».

Маргарита КАНДАУРОВА, руководитель общественной организации инвалидов «Лебедушка»: «Возле «Автопиццы» отныне маршрутки не останавливаются. И людям с ограниченными физическими возможностями приходится, чтобы попасть в офис нашей организации на ул. Свердлова, высаживаться за тридевять земель.

Водители раньше шли навстречу просьбам пассажиров: «остановите там или тут». Многие не обозначенные на схемах маршрута остановки стали для горожан не просто привычными - почти официальными. Кто не знает остановок «У кумы», «Подарки», «Налоговая инспекция», «Автопицца», «Сберкасса», «Старая» (на ул. Кирова)? А по бумагам их нет и не должно быть: потому что там или зеленая зона, или узкая дорога, или отсутствуют необходимые дорожные «карманы».

Между тем расстояние между некоторыми официальными остановками в несколько раз превышает норму: 400-600 метров в многоэтажном секторе, 600-800 - в индивидуальном. Еще недавно между остановками «Ул. Шмидта» и «Педуниверситет» (ул. Петровского) была еще одна остановка. Ее уничтожили. А о новой городские власти не позаботились.

В дефиците информация

Что касается «остановок по требованию», мы не нашли в городе заветных столбиков и трафаретов с такой надписью. А в советское время они были. Об одной из них даже сохранилась смешная история. На соседних улицах жили два ветерана, и каждый хотел, чтобы остановка была поближе к нему. По ночам они и носили знак туда-сюда. Пока специалисты не закрепили табличку повыше, чтобы до нее с земли никто не дотянулся. Сейчас переставлять нечего - указателей нет.

Впрочем, и на официальных (тарифных) остановках много чего нет из того, что должно быть. «Облагороженные» - с асфальтом или плиткой под ногами и навесом над головой, скамеечками - можно увидеть только на центральных улицах. Там, где предприниматели построили «торговые точки» и заодно, по договоренности с властями, благоустроили остановки.

Положенные по закону таблички с номерами маршрутов сохранились лишь кое-где. И те в основном с советских времен. Канули в Лету указания начальных-конечных пунктов маршрутов, интервалов движения. Гостям Мелитополя из-за этого ох как неуютно у нас. А горожане, похоже, привыкли к такому отношению.

Правила ни обойти, ни объехать

- Многие граждане считают, что маршрутки - это те же такси, - обратились мы к заведующему сектором транспорта горисполкома Вячеславу КАМЧАТНОМУ. - Значит, они могут останавливаться по желанию пассажиров?

- Это не так. Водители маршруток могут останавливаться лишь на остановках общественного транспорта, как тарифных, так и «по требованию». И могут на них не остановиться, если никто не выходит или нет свободных мест. Но в любом случае основное требование - соблюдение Правил дорожного движения.

- Чем должен руководствоваться водитель, чтобы остановиться, не нарушая правил?

- Схемой движения. В ней обозначен не только маршрут, но и все остановки.

А вот инженер отдела эксплуатации ООО «Автобусный парк» Нина БЕССОНОВА считает: если автобус работает в режиме маршрутного такси, то водитель не вправе отказывать пассажирам в просьбе о высадке, если в указанном месте нет запрещающего знака и есть дорожный «карман».

Мнение автоинспектора

- Наша задача - определить, может ли, согласно Правилам дорожного движения, располагаться в том или ином месте остановка, - объясняет инспектор организации дорожного движения ГАИ Мелитополя и Мелитопольского района Александр КРАМАРЕНКО. - И даже если это не противоречит ПДД, это может быть невозможным с точки зрения архитектуры. Перевозчики или пассажиры свои коллективные запросы должны направлять в мэрию, а уж оттуда они придут к нам, и мы их основательно рассмотрим.

К остановкам есть определенные требования: не мешать дорожному движению, иметь перекрытие, хоть какую-то лавочку для сидения, быть оборудованной знаками. И главное - остановка должна располагаться в так называемом кармане. Соблюсти все эти правила очень сложно и с материальной точки зрения (у города нет средств), и с практической. На данный момент мы направили в УЖКХ предписание установить на действующих остановках соответствующие знаки. Про оборудование новых речи пока что не идет.

Сто остановок вот-вот обзаведутся новыми табличками

Новые отличительные знаки скоро появятся на городских остановках пассажирского транспорта. По информации начальника планово-технического отдела УЖКХ Анны ПРИСТУПЫ, их изготавливает ООО «Сельэнергомонтаж», и 52 таблички уже «сохнут», а всего их будет более сотни (хотя по данным инвентаризации, проведенной в прошлом году сектором транспорта, в городе 272 промежуточные остановки, 21 - конечная и 9 площадок отстоя). Этот заказ УЖКХ сделало после ввода новых Правил дорожного движения и предписания автоинспекции.