«Уступи дорогу дураку»

Нерадостная статистика

В каждой еженедельной сводке ГАИ есть одно-два сообщения о том, что под колесами легковушки оказался человек, пересекающий трассу. И тут уже неважно, вышел он на «зебру» или просто на проезжую часть улицы. За 9 месяцев нынешнего года было зафиксировано 38 случаев наезда на пешеходов, четыре из них закончились трагически. Только в октябре шесть пешеходов были травмированы на улицах города, а один человек погиб - и именно на регулируемом переходе. Водитель просто не посчитал нужным остановиться на светофоре. Получается, спасения нет нигде. Но спасаться как-то нужно! Самое ужасное, что очень часто на дорогах страдают дети: только в этом году в больнице после ДТП оказались восемь школьников.

Что можно сделать?

«Лежачие полицейские» смогли бы несколько обезопасить наши дороги, считают сотрудники ГАИ и не раз обращались к городскому голове с просьбой профинансировать установку этих безмолвных стражей порядка. Так, в прошлом квартале на имя Д. Сычева было отправлено письмо с перечнем мест (их 17, участки дороги у школ), где необходимо разместить «элементы принудительного снижения скорости». В бюджете на это меро-приятие нашлось 32 тыс. грн., этого хватит ровно на три «бугорка» у школ №№ 4, 14 и 15. Именно у СШ № 4 в прошлом году произошло два ДТП с участием школьников, а также еще одно в мае 2008 г.

- На сегодняшний день в городе нет ни одного «лежачего полицейского», который был бы установлен по соответствующей технологии, - говорит инспектор по профилактической работе ГАИ А. Генов. - На перекрестке ул. Шмидта с пер. Б. Хмельницкого и на ул. Кирова есть похожие конструкции, но это не то. По нормам ГСТУ «лежачие полицейские» представляют собой монолитные изделия из резины черного цвета с нанесенными на наружной поверхности участками желтого цвета. Они должны закрепляться на проезжей части так, чтобы в случае необходимости их можно было перемещать, не повреждая при этом. Кроме того, это должен быть не единичный «бугорок», как это принято у нас, а как минимум три настила, размещенных на расстоянии 5-6 метров один от другого.

Отсутствие необходимой разметки - еще одна из причин ДТП (и проведена экспертиза автомобиля ДТП). По словам сотрудников ГАИ, она обновляется раз в год, по весне, а этого недостаточно:

- Свежая краска должна наноситься сразу же после того, как потерлась, - рассказывает А. Генов. - У нас же ждут, пока пешеходные переходы станут практически невидимыми.

Зато в городе по инициативе УТОС появились звуковые и акустические светофоры, которые облегчили движение по городу людей с ослабленным зрением.

Спасение пешехода...

В народе бытует неписаное правило: уступи дорогу дураку. Как ни смешно, но именно этим правилом мелитопольские госавтоинспекторы советуют руководствоваться пешеходам при переходе улицы.

- Увы, у нас не заграница, - говорит А. Генов. - У нас не каждый водитель считает нужным не то что остановиться - даже притормозить у полосатой разметки. Человек, сделавший шаг на проезжую часть, только на Западе хозяин дороги. У нас этот персонаж считается «неожиданно выскочившим на проезжую часть».

Не стоит умалять ответственность и самих пешеходов. По статистике за нынешний год только в местах концентрации ДТП пешеходы нарушили Правила дорожного движения 24 раза и только в 13 случаях водители не уступили дорогу идущим. Ежеквартальные акции ГАИ под названием «Пешеход» видимых плодов тоже не приносят. Только во время последней такой операции было выявлено 34 водителя и 45 пешеходов, которые нарушили правила, но безопаснее на дорогах от этого не стало.

Остается надеяться, что новые штрафные санкции заставят и водителей, и пешеходов быть более благоразумными. Ведь теперь за проезд пешеходного перехода, непредоставление преимущества при движении пешеходу водителю придется выложить не 17 грн., а 255-340 грн. Нерадивым пешеходам за переход улицы в неустановленном месте придется заплатить 51-85 грн. Правда, наказать пешехода гораздо сложнее: у водителя есть «права», у пешехода может не оказаться даже паспорта. В таком случае сотрудники ГАИ намерены безжалостно отправлять нарушителей в горотдел милиции, дабы те вспомнили свои данные. В случае, если нарушителем окажется несовершеннолетний, сообщение о проступке будет направлено в школу, и уже там будут приняты необходимые меры.

КАК НАКАЗЫВАЮТ ВИНОВНИКОВ ДТП С ПЕШЕХОДАМИ В СУДЕ

Вот лишь три случая, по которым можно судить, какое наказание грозит водителю, сбившему пешехода на «зебре».

5 января 2008 г. в 16.00 автомобиль «Мерседес» двигался по ул. Дзержинского в западном направлении со скоростью 60,7 км в час. Женщина преклонного возраста спокойно переходила проезжую часть по пешеходному переходу в районе перекрестка с ул. Индустриальной. Водитель авто не увидел пешехода и сбил его. От полученных травм женщина умерла. Заключение автотехнической экспертизы: водитель имел возможность увидеть пешехода и располагал технической возможностью остановить транспортное средство и предотвратить наезд на пешехода.

Приговор: водитель признан виновным. За нарушение правил безопасности дорожного движения, которые привели к смерти потерпевшего, он получил четыре года лишения свободы с испытательным сроком на два года и с лишением права управлять транспортными средствами в течение двух лет.

21 июня 2007 г. в 15.00 автомобиль ЗАЗ-110247 двигался по ул. Дзержинского в восточном направлении со скоростью 80 км в час. В районе перекрестка с ул. Индустриальной водитель авто, находясь в состоянии алкогольного опьянения (выпил около литра пива), сбил пешехода-женщину, которая с тяжкими телесными повреждениями попала в больницу. В суде водитель пояснил, что сбил пешехода, выходящего из-за микроавтобуса, в то время как автомобиль обгонял этот автобус. Из-за внезапного появления пешехода на проезжей части водитель не успел затормозить.

Приговор: водитель признан виновным. Наказание - пять лет лишения свободы с испытательным сроком на три года и с лишением права управлять транспортным средствами на три года. Потерпевшему пешеходу в качестве возмещения материального ущерба водитель должен перечислить 3862 грн., в качестве морального - 50 тыс. грн. Также водитель обязан компенсировать затраты на оказание юридической помощи потерпевшей в размере 1500 грн. и перечислить в местный бюджет 2801 грн., которые были потрачены на лечение пострадавшего пешехода.

9 октября 2007 г. в 21.00 автомобиль ВАЗ-2108 под управлением 25-летнего мелитопольца на ул. Ломоносова в районе дома № 237-А сбил пешехода. Мужчина переходил проезжую часть слева направо по ходу движения автомобиля, водитель не принял мер к снижению скорости авто и его остановке. Потерпевший в результате ДТП получил телесные повреждения, которые эксперт квалифицировал как средней степени тяжести, повлекшие за собой длительное расстройство здоровья.

На судебное заседание водитель-нарушитель предоставил заявление с ходатайством о прекращении уголовного дела, так как он и пострадавший примирились, материальный ущерб водитель возместил и пешеход не имеет к нему претензий.

А как у них?

В Англии пешеходный переход выделен двумя мигающими оранжевыми фонарями. В Германии яркая желтая подсветка выхватывает человека из ночи, и его видно издалека. Дополнительно переходы оснащаются ярко-желтыми световыми коробами, установленными на специальном столбе. В Голландии перекрестки и наземные переходы охраняют не одиночные «лежачие полицейские», а целые «взводы», так что подъехать к перекрестку можно на скорости, не превышающей 5 км в час.

В этом году «зебре» исполнилось 55 лет. Впервые полосатая разметка появилась на дорогах Германии в сентябре 1953 г. и постепенно распространилась по всему миру. В разработке «зебры» принимали участие ученые, установившие, что человеческий глаз воспринимает черные и белые полосы как тревожный раздражитель. Поэтому на пешеходном переходе водители инстинктивно снижают скорость, а пешеходы становятся внимательнее.

Шведский художник Карл-Густаф Густафсон в 1955 г. придумал используемый ныне знак пешеходного перехода с изображением мужской фигуры (Herr Garman), шагающей по «зебре».