Заложники абсурда. Ими давно уже стали пассажиры маршруток
На ценообразование проезда в Мелитополе влияет, на мой взгляд, еще один серьезный фактор - излишки транспорта. Судя по заключению харьковских ученых, сделанному в 2003 г., городу вполне хватит для перевозки пассажиров 400 маршруток. Сегодня их бегает на линиях, по одним данным, 800, по другим - 950. И всем водителям нужно кормить и содержать семьи, то есть прилично зарабатывать. А как этого добиться, если, случается, маршрутки делают за смену (с 6.00 до 22.00) всего пять рейсов? Остальное время ждут своей очереди для выхода на линию. Получается, пассажирам приходится оплачивать не только проезд, но и многочасовые «отстои».
Об этом хорошо знают не только перевозчики, но и в мэрии. По исполкомовским сведениям, договор на перевозки заключен с восемью фирмами и тремя частными предпринимателями. В их распоряжении находятся 363 машины. Остальные, по оценке властей, - нелегалы.
Затем, с подачи опять-таки городских властей, в городе появились транспортные предприятия. В них, конечно, перешли многие действующие перевозчики-одиночки. Но влились и новички - полку маршрутников снова прибыло.
И, наконец, некоторые директора фирм не лыком шиты. Они тоже знают, как обойти ограничения (для «единщиков» - 50 машин) и уйти от налогов. Цепляют, например, на микроавтобус «лейбл» с названием предприятия. А в реестр исполкома машину не вносят. Для «отмазки» от проверяющих водителю дают справку о том, что документы находятся на оформлении. Но эту категорию «нелегалов» городские власти «не замечают».
Короче говоря, наломали дров все. Просчеты в организации перевозок наблюдаются с момента появления частного извоза и по настоящее время. В итоге на одном и том же рынке пассажирских услуг «топчутся» две группы перевозчиков. Правда, с разной мерой ответственности, дисциплиной, налогообложением. А заложниками являются рядовые мелитопольцы, которым приходится пользоваться общественно-частным транспортом.
Поскольку на рынке пассажирских услуг предложение превышает спрос, страдают потребители: им приходится платить больше. Там, где режим движения нормальный, без простоев, то есть обслуживает маршрут только тот, кто победил в конкурсе, цена на проезд и сегодня не 1,50, а одна гривня. Правда, повезло в этом плане пассажирам только двух маршрутов (всего их в городе 38).
А если завтра маршрутников станет еще в два раза больше, так и будем всех «кормить»? И ведь станем - не сомневайтесь, если всякий, у кого есть деньги на микроавтобус, считает, что имеет право возить пассажиров. Нарушителей «малыми порциями» вылавливают налоговики. Так, 5-6 августа в ходе рейда, по информации начальника отдела МОГНИ Натальи Скабиной, проверкой было охвачено 17 водителей маршрутных такси (такси в Украине). Нарушения выявлены у шести из них, причем пятеро работали без госрегистрации. За это им грозит админ-штраф в размере от 340 до 680 грн. Один водитель не вел книгу учета доходов и расходов и может быть наказан штрафом в размере 170 грн.
А в мае нагрянула автомобильная инспекция и составила в отношении маршрутников около 40 актов на 68 тыс. грн. и вынесла 28 постановлений на 37,4 тыс. грн., о чем до сих пор вспоминает вице-мэр Сергей Громыко. Только на рынке пассажирских перевозок ничего не изменилось. По-прежнему пассажиры беззащитны, а маршрутники-нелегалы спокойно работают. Впрочем, сокрытием доходов грешат все перевозчики. И об этом хорошо известно как «в верхах», так и на местах. Закрывают глаза, потому что реальные налоги, зарплата увеличат стоимость проезда в несколько раз.