Ради победы на выборах депутаты скупают предприятия и тратят миллионы долларов

Добавить новость


19 Июля 2012 10:45 | Просмотров: 430  1.

Журналисты выяснили, можно ли без особых затрат пробиться в депутаты и каковы предвыборные правила игры, пишет ТСН.

Сколько нужно потратить денег на округ, чтобы рассчитывать на победу? Эксперты называют разные суммы: от одного до трех миллионов долларов. Здесь играют роль разные факторы. Чем "жирнее" округ, чем больше конкурентов, тем больше денег нужно потратить. Какие основные расходы? Прежде всего, это оплата труда людей, которые будут работать у кандидата. Речь идет о наблюдателях, агитаторах, членах комиссии и т. п. Это оплата рекламных площадей. Если это округ в городе, это оплата телевизионной рекламы и наружной рекламы. А также решение проблем округа: дороги, освещение, детские площадки.

"Я знаю примеры, когда кандидаты просто, чтобы зайти в округ покупали предприятия, чтобы позиционировать себя как работодателя или как человека, связанного с этим округом, связанного конкретными интересами", - рассказывает политтехнолог Сергей Гайдай.

Впрочем, есть люди, которые попытаются прорваться в Раду без всех этих политтехнологических сложностей. Они надеются на свою популярность. Бюджетный эксперимент собирается провести адвокат Татьяна Монтян.

"Денег у меня нет. Я рассчитываю на волонтеров и правильно рассчитываю. Я бросила клич, но кроме того все и так знают, что я иду в депутаты. Клиенты, друзья, знакомые. Просто люди с улицы, которые знают меня по делу, статьям или публикациям".

И все же совсем "по нулям" пройти в Раду не получится. Нужно хотя бы 13 тысяч гривен залога. Именно столько мажоритарщик должен заплатить за участие в выборах. В случае победы деньги возвращаются.

Депутат Тарас Стецькив, который будет баллотироваться во Львове, также планирует обойтись минимальными затратами.

"Мне рассказывают, что некоторые мои конкуренты во Львове, как от власти, так и от оппозиции, собираются потратить почти миллион долларов. А некоторые и 4 миллиона. Я не представляю, на что тратить такие деньги! Не представляю, я собираюсь обойтись минимумом. Распечатать листовки, некая реклама на телевидении. Таких денег настоящая оппозиция не имеет. И я даже не представляю, на что их можно потратить", - говорит он.

Впрочем, эксперты весьма скептически относятся к таким малобюджетным компаниям и не рискуют ставить на победу таких кандидатов. Мол, одной харизмы сейчас не достаточно.

"Без ресурсов сейчас кандидату выиграть очень сложно. Должны быть ресурсы, чтобы эффективно работала команда, чтобы была медийка, - рассуждает социолог Евгений Копатько. - Кандидат должен хорошо себя проявить. Есть набор вещей и действий, который обязан сделать любой кандидат".

Социолог Евгений Головаха также считает, что без денег пройти в Раду сейчас нереально.

"Это можно было сделать в начале 90-х. И я даже знал прецеденты. Есть небольшая вероятность, что несколько человек, которые сделали себе имя, могут чудом проскочить. Но исключения, как правило, подтверждают правило", - отмечает он.

Но все же и у "бедных" кандидатов есть надежда пройти в Раду. Во-первых, только 6,2% украинцев готовы продать свой голос. Во-вторых, по мнению экспертов, "фактор гречки" сегодня сильно нивелирован, так как его используют все. А чем больше гречкосеев, тем меньше их шансы.

Источник: Сегодня


 
 


 

Версия для печати
Loading...