Ватник – это шаблонная картина мира и отсутствие критического мышления: интервью с автором знаменитого мема

Переглядів: 1568

22 липня 2018 13:46

Ватник – это шаблонная картина мира и отсутствие критического мышления: интервью с автором знаменитого мема фото
Такие термины, как "ватник" и "вата" за последние 4 года плотно вошли в современный лексикон. Сейчас уже никто не задумывается, как и в каких условиях зародилось это явление, и для кого изначально оно создавалось. Мы пообщались с Антоном Чадским, российским эмигрантом, живущим последние 4 года в Украине. Именно он, 7 лет назад, осенью 2011-го, дал начало интернет-мему "Ватник".



Антон Чадский

Как появился Ватник, откуда берет корни современный широко популярный мем?

- Ватник появился в сентябре 2011-го как собирательный образ, объединивший в себе все виды государственных "ура-патриотов" левого крыла, правого, центристов. Их объединяет, я бы сказал, "тип гражданской самоидентификации". Это государственники-патриоты, которые любят свою родину-Россию, но эта любовь опосредована через государственную власть, которая проводит популистскую политику с помощью развитых механизмов пропаганды. И эта политика апеллирует к простейшим примитивным чувствам, к самому очевидному, что буквально лежит на поверхности. Это стереотипы, мифы, ненависть к Западу, который "мечтает развалить Россиюшку и забрать ресурсы", ненависть к либералам, потому, что они "испортили и развалили Россию в 90-е". Ватник ненавидит гомосексуалистов, потому, что они "могут ходить в парке за ручку" и остальные из-за них "тоже станут гомосексуалистами". Ватник ненавидит гражданские свободы, потому что свободы ведут к проявлению инакомыслия, а инакомыслие, как обычно, "спонсируется Западом".

Ватник – это очень консервативное, зашоренное шаблонное представление о мире и отсутствие критического мышления. Это мы все говорим в контексте российского ватника. Я бы не хотел называть людей другой страны этим словом. Персонаж относился только к моим согражданам, к россиянам, и я не хотел, чтобы он относился к другим странам, даже если проблемы общие.

Какими были этапы создания Ватника?

- У меня были паблики, довольно старые, мы одни из первых занимались политизированной русофобией. Пытались не просто травить шутки, а применять русофобские шаблоны конкретно к политической и социальной ситуации. Я подумал, что в России много "говорящих голов", типа Жириновского, Кургиняна, Старикова и прочих. Я заметил, что нечто их объединяет, у них общее направление мысли. Я подумал, что было бы неплохо, если бы появился универсальный комментатор, такой себе типичный россиянин из глубинки, работающий на заводе, с таким обобщенным представлении о жизни, действительности, событиях, происходящих в мире.

Я нарисовал этого "Ватничка", который изначально комментировал те или иные события. Появление Ватника совпало с войной в Ливии, Ватничек рассказывал, что "американцы хотят свергнуть нашего друга Каддафи", комментировал события на Болотной площади в Москве, рассказывал, что "либералы хотят развалить страну" и так далее.

Почему именно ватник?

- Я не выбирал специально образ, это было сиюминутное решение. Придумал просто такого себе "русского Спанчбоба" (мультперсонаж Губка Боб Квадратные Штаны – Ред.). Я не помню, почему был именно ватник, но я изначально ассоциировал его с ватником из ГУЛАГа.

Как реагировали люди, которые узнавали в себе черты Ватника? Была ли эта реакция ожидаемой?

- Люди очень сильно "бомбили" от ватника (т.е., их очень задевало – Ред.), у них возникала жесточайшая фрустрация, потому, что черты в Ватника я закладывал не просто какие-то выдуманные, а те, которые видел у родственников, друзей, коллег по работе. В тот момент я что-то доводил до гротеска, передавал через призму иронии, но ничего не придумывал, не взял из головы. Люди узнавали себя, узнавали свое поведение, и им из-за этого очень "припекало". Ватник был реалистичен по своим поведенческим характеристикам и особенностям. Я ничего не ожидал, когда его делал, то есть это был просто универсальный комментатор, говорящая голова.

Была какая-то глобальная цель?


- Цель была сугубо практическая. Мне хотелось передавать те или иные события посредством моей новой говорящей головы. Ватник был иллюстрацией к моим пабликам. Его сугубо практическая цель – подавать новости через призму российского патриотического обывателя.

Когда стало ясно, что Ватник превратился в самостоятельное явление?

- На Болотной площади, когда ребята, которых я совершенно не знал, вышли с рисованными плакатами с Ватником. И тогда он зажил своей жизнью.

Что чувствуется в этот момент? Гордость, может ревность?


- Скорее, удивление. Гордость – это слишком пафосно. Удовлетворение. Что, мол, "вот, видимо персонаж на тот момент был действительно актуален, поэтому люди с ним вышли". Учитывая, что в момент, когда создавался ватник, была жесткая цензура и пропаганда, в России много лет уже не было жесткой политической сатиры. Если в конце 90-х и начале 2000-х были и "Куклы" (популярная сатирическая телепрограмма на канале НТВ – Ред.) и выступления, и пародии, люди смеялись над политиками, то в 2011-м уже никто себе не позволял политическую сатиру. Поэтому он и зашел. На тот момент это был единственный персонаж в области политической сатиры.

Как получилось, что мем распространился и на нашу страну?

- В начале Евромайдана я рисовал комиксы о том, как типичный российский обыватель представляет события на Майдане. Это был ряд смешных комиксов, их начали тиражировать крупные украинские паблики, понемногу слово вошло в лексику, и люди стали его употреблять как самостоятельный неологизм. Потом его стали употреблять некоторые украинские деятели, хотя на самом деле, впервые о Ватнике говорил еще Жириновский в 2012-м, когда с трибуны обвинял "анонимных создателей Ватника" в том, что это проект западных спецслужб. В итоге Ватник вошел в лексикон, стал неологизмом, который существует, в том числе, и в английском языке.

Почему так вышло, что изначально создаваемый для россиян Ватник стал популярен в Украине?


- Во-первых, украинцы и россияне имеют общие корни в виде Советского союза, а, соответственно, схожий менталитет и отношение к проблемам. Наши родители росли все вместе в Советском союзе. Поэтому в Украине аналогичные российским проблемы, связанные с государством, ветвями власти, их взаимодействием, с устройством общества. Спустя 4 года жизни в Украине я вижу абсолютную корреляцию между российскими ватничками и их украинскими подражателями. Одинаковый стиль мышления, отсутствие критического мышления, подверженность вере в мифы.

Сейчас иногда используют слово "вышиватник". Это отдельное явление, или другое название существующего "ватника"?


- Ватник, это конечно, чисто россиянин. Но если говорить о характеристиках, то разницы никакой нет. Просто я не хочу переносить то, что придумал для россиян на другие народы. Тем более, это не моя проблема, украинцы должны сами заниматься сатирой и самоиронией. Я – всего лишь сторонний наблюдатель. Рефлексирую на какие-то явления в обществе. Поэтому я и не рисую вышиватника. Хотя мне очень хочется, прям руки чешутся. Но я считаю, что это не мое дело, вот и все.

Если говорить о каких-то характеристиках, то я не вижу никаких различий. Многие ошибочно считают, что ватник – это тот, кто любит Путина. Ничего подобного. Ватник может не любить Путина и быть сторонником националистов, коммунистов или анархистов. Кем угодно вообще. Отсутствие критического мышления – это один из главных показателей. Только потом идет любовь к Путину или к кому-то еще.

С ростом популярности Ватника появилось много локальных вариантов. Например, в Украине был мем "Малорашка", высмеивающий стереотипы части населения, тяготеющей к имперской России. В свою очередь, в РФ некоторые "вариации" были направлены против самих либералов. Можно ли предположить, что консерваторы также использовали популярность мема в свою пользу, или это не имело смысла?

- Они его использовали, но у них нет столько материала. Во-первых, либеральная прослойка в России меньше, а во-вторых, она более вменяемая. Поэтому нет столько материала у консерваторов, чтобы бесконечно высмеивать либералов и любителей Запада. Хотя я и сам по ним несколько лет назад начал "каточком проходиться". Потому что политические взгляды не так важны, как характер мышления. Поэтому да, консерваторы использовали Ватника, но у них все заглохло. Потому что у меня был авторский проект, я им хотел заниматься, и занимался один. А у них были какие-то команды, они сваливали друг на друга работу и в итоге ничего толкового не сделали. Хотя были смешные штуки, которые показывали шаблонность мышления тех же западников. Когда я видел гротеск западников, я тоже задумывался о некоторых моментах. В принципе, формат сатиры работает, и это классно. Когда тебе через призму сатиры и юмора передают твои недостатки, то ты можешь на них обижаться, злиться, но, так или иначе, ты их воспринимаешь

Ты не можешь вернуться в Россию с 2014 года?


- Я уехал в Украину в 2014-м всего на 2 недели, была договоренность об интервью "Громадському", а потом планировал вернуться в Россию. Но задержался на месяц, мы сделали акцию с поеданием торта в виде "русскоговорящего младенца". И после этого наконец-то появились основания в России завести уголовное дело по ст.282 УК РФ – разжигание межнациональной розни, экстремизм и так далее. То есть, за экстремизм меня привлекли, но уже заочно, я все время был в Украине. В России я в розыске и не могу туда вернуться.

Я все равно не хотел бы возвращаться. Даже если не буду в "списках", это не значит, что меня не арестуют. Это все из соображений личной безопасности, никакого отвращения к российскому обществу или российской действительности я не испытываю. Единственное что удерживает – возможность преследования.

Мне кажется, что возбуждение дела по статье "Экстремизм" за торт – это как-то слишком. Как считаешь, это просто был повод ограничить тебя в правах, или дело действительно серьезное?


- Это был весомый повод. Если расценивать с точки зрения российского законодательства, при очень большом желании можно найти состав преступления в этом "поедании младенца".

Хотя конечно, меня еще в России дергали на первые допросы и беседы, связанные с Ватником, в центр "Э" (центр противодействия экстремизму) – это еще полицейский, а не ФСБшный центр. Я был у них на беседах еще до событий на Майдане. Не думал, что они будут так следить за моей деятельностью, рядовая развлекуха превратилась в уголовное дело.

Не скажу, что я этого хотел, и что я особо счастлив, но факт есть факт. Но не только это. Еще у меня были статьи на "Руфабуле". Я проводил параллели, что Русская православная церковь выстраивает свой "халифат". Может, было еще что-то, но я знаю, что в основу легли эти 2 "факта". Но в настоящей российской действительности возбуждают уголовные дела и за меньшее. Поэтому состав (преступления – Ред.), по нынешним меркам, там был. Конечно, это абсурдно, но так и есть.

Я не склонен драматизировать и преувеличивать свою роль. Это инициатива на местном уровне. Вряд-ли они хотели меня сделать "невозвратным", просто так сработала ментовская машина

источник: Сегодня


Имя:
Ваш комментарий:

Равик
22 липня 2018 г. (15:13)
балицкий-типичный ватник.тупое,безграмотное существо.воровитое .

Схожі новини: