Тайные уголки Запорожского края

Переглядів: 2254

27 листопада 2016 12:27

Тайные уголки Запорожского края фото
Запорожский край богат достопримечательностями
Многие туристы, отправляясь летом отдыхать на юг, по пути заезжают взглянуть на некоторые местные достопримечательности

Старая мельница

На пути к знаменитой усадьбе Попова в Васильевке есть еще одно интересное местечко - старая ветряная мельница в селе Каменское. И хотя сооружение не внесено во многие туристические путеводители Запорожской области, красота мельницы и ее важное архитектурное значение неоспоримы.



Мельница в селе Каменское была построена в 1903 году и выполнена полностью из дерева. Сооружение обладает каменным цоколем, а размах «крыльев» достигает ни много ни мало девяти метров. Сегодня мельница не может похвастаться ухоженностью или хотя бы частичным ремонтом. Около нее частенько отдыхают местные любители «увеселительных» напитков, от которых ожидать гарантии сохранности объекта не приходится. И хотя в 2012 году Научно-исследовательский институт памятникоохранных исследований (находящийся во Львове) заявил о готовности провести реставрацию, к выполнению ремонта никто так и не приступил. Причина стандартная - недостаток финансирования.

Интересным является тот факт, что когда-то без подобных ветряных мельниц не обходилось ни одно запорожское село. Сложно поверить, что когда-то в каждом поселке насчитывались не меньше десяти подобных сооружений. Однако власти и время уничтожили практически все подобные сооружения. Лишь в последние годы Советского Союза (1983 г.) все подобные объекты объявили памятниками государственного значения.

Местные жители считают мельницу не просто красивым архитектурным объектом, но и связывают с этим местом немало легенд и историй из прошлого. Чаще всего рассказы местных касаются времен коллективизации и Второй Мировой войны.
Если будете рядом с мельницей не пройдите мимо церквушки, построенной местными жителями. По слухам, в ней находится несколько уникальных икон.

Исцеляющий источник

В Запорожской области помимо красивых пейзажных и архитектурных объектов существуют еще и целебные места, пребывание в которых лечит и омолаживает тело человека. Речь пойдет не о грязевых здравницах у Азовского моря, а о Панском (или как еще называют Царском озере), расположенном рядом с селом Григоровка, которое входит в территорию заказника Престины.
Местные жители уверяют всех гостей, что стоит хотя бы на несколько секунд окунуться в источник, как на ближайшие годы можно забыть о любых всевозможных заболеваниях. Краеведов же больше волнует история водоема, чем его лечебные возможности. Так, по их словам, искусственный водоем уже использовался графом Георгом Карфиным, владельцем этих земель, в 19 веке. Однако точная дата основания целебного источника никому не известна.



Панское озеро питается за счет 25 подземных источников, его длина около 40 метров, а ширина -20. В любое время года температура водоема составляет +12 градусов. Все стены и дно целебного источника выложены из известняка. Во время строительства применялась редкая голубая глина, именно благодаря ей, как считают некоторые местные жители, происходит волшебное исцеление человека. Верующие люди считают, что исцеление приходит благодаря изображениям пресвятой Богородицы и Иисуса Христа на одной из стен купальни.

Привлекательности места добавляет распространенный старожилами слух, что в Панском озере некогда купалась сама Екатерина Вторая. Однако есть у озера и мрачная сторона. Если верить легендам местных жителей, в этом озере утопилась молодая девушка, любовь которой отверг привлекательный молодой человек. Поэтому прогуливаясь по местности в ночное время, многие утверждают, что слышат плач и крики утопленницы.

Нечто подобное случилось с группой туристов, решивших разбить маленький лагерь рядом с озером. Ночью ребята проснулись от неумолкаемого лая собаки, взгляд которой был направлен прямо на купальню. Подойдя ближе к озеру, туристы услышали громкий звук, как будто что-то большое нырнуло в воду. Однако каких-либо волн или разводов на воде, появляющихся после падения предмета в воду, не было. После шума у озера собака быстро убежала и скрылась далеко в кустах. До утра никто из туристов не смог сомкнуть глаз…

Мост, которого нет

В 1900 году началось строительство Кичкасского моста. Для этих целей было выбрано узкое место - Волчье Горло, где ширина Днепра составляла 160 метров, глубина - 40 метров.

Общая протяженность моста - 336 метров. Проект моста разрабатывал учитель академика Е. Патона инженер Л. Проскуряков.
Мост официально открыли 17 апреля 1904 года. Хотя пешеходное движение стартовало еще 1902 году, а железнодорожное движение запустили только 22 января 1908 года.

Несколько раз железнодорожное полотно моста взрывалось воюющими сторонами в годы Гражданской войны. Наиболее серьезно мостовой переход пострадал при отступлении махновцев из Александровска в 1920 году, когда в воду упал эшелон с боеприпасами и медикаментами.

Кичкасский мост демонтирован 6 ноября 1931 года, поскольку попал в зону затопления в верхнем бьефе в связи со строительством плотины Днепрогэса.

Трамвай на плотине

А в 1934 г. открыли Трамвайный маршрут по плотине Днепрогэса, который профункционировал недолго после восстановления плотины от повреждений в годы Второй мировой войны. Ведь две полосы движения даже тогда с трудом справлялись с потоком транспорта, поскольку мосты официально ввели в эксплуатацию 31 декабря 1952 года. При этом трамвайные рельсы не демонтировали вплоть до 70-х годов ХХ столетия.



Регулярное трамвайное движение от плотины Днепрогэса стартовало 17 июля 1932 года. Для удобства дачников рельсы продлили до порта имени Ленина в 1969 году. Впрочем, в 2000 году возникла идея убрать трамвай с проспекта имени Ленина от порта до универмага «Украина», которую реализовали в 2004 году…

Мосты Преображенского

Строительство двух мостов через русло Старого и Нового Днепра, которые сегодня иначе, чем мостами Преображенского, не называют, началось весной 1949 года. Автором проектов обоих мостов стал известный московский инженер Борис Преображенский. Сначала, в целях экономии, хотели использовать опоры прежних мостов, разрушенных во время войны. Но когда водолазы очистили дно от взорванных конструкций, выяснилось, что немцы разрушили опоры на семиметровой глубине. Из-за отсутствия достаточного количества высокопрочных сталей в те послевоенные годы новые мосты, в отличие от довоенных, строили из железобетона.

При их строительстве многое в практике мостостроения приходилось делать впервые, например, послойное бетонирование.
Оба моста были сданы в эксплуатацию 31 декабря 1952 года. Через Новый Днепр был построен четырехарочный двухъярусный мост, нижний ярус которого был предназначен для пешеходов и автотранспорта, а верхний - для железнодорожной магистрали. Общая длина моста составила 560 метров, высота - 54 метра.

Через Старый Днепр также возвели двухъярусный, но одноарочный мост, считавшийся для того времени уникальным из-за огромного пролета длиной 228 метров. Кстати, американские специалисты до тех пор, пока не увидели оба моста готовыми, считали их строительство невозможным.



Последние годы жизни автора мостов обросли легендами. Говорят, что в январе 1953 года Борис Преображенский умер после того, как ему сказали, что Сталин вычеркнул его имя из списка награждаемых за строительство мостов. Это его так потрясло, что сердце не выдержало…

А мосты же вот уже много десятилетий верно служат запорожцам и носят имя своего создателя.


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: