Мастер спорта, национальный арбитр Наталья ЖУКОВА: «Шахматы - это праздник, который всегда с тобой»

Сейчас все ее регалии сложно перечислить: она и мастер спорта, и национальный арбитр по шахматам. Судья такого уровня - единственный в Запорожской области, в Украине среди женщин их и двух десятков не наберется. А шахматной литературы у нее столько - не в каждой библиотеке найдешь. Наталья играла за «Авангард», «Буревестник», Черноморский флот, за Севастопольский приборостроительный институт, в котором училась. Благодаря шахматам объездила весь мир: была в Канаде, Англии, США, Франции, во всех странах СНГ.

Сейчас Н. Жукова работает заместителем директора сельскохозяйственного колледжа Таврического государственного агротехнологического университета. А в прошлом была и конструктором, и тренером, и директором шахматной школы, и госслужащим. Я предложила Наталье Николаевне вспомнить самые интересные события (надо заметить, что мы давно знакомы, потому и обращаемся друг к другу на «ты»).

Турнир «Белая ладья» в Мелитополе прошел на ура
- Любопытно, поблажки студентке-шахматистке были? - Зачет по физкультуре ставили «автоматом». А больше ни от чего не освобождали.

- Как и почему ты стала директором Мелитопольской шахматной школы? - Все очень просто. Вызвали в горком партии и предложили эту должность «в связи с прошлыми успехами». Почему бы нет, подумала я и согласилась. Шахматная школа только с год как открылась, ее надо было привести в божеский вид. И первое, что я сделала, - обратилась за помощью к директорам завода. Один дал краски, другой - необходимые материалы, и мы стали проводить один за другим турниры. Но хотелось «прогреметь» по-настоящему!

- И ты решила «затащить» в Мелитополь Всесоюзный турнир «Белая ладья». Как это удалось? - Я поехала в Москву на чемпионат мира (играли Карпов и Каспаров). Он проходил в Колонном зале Дома союзов - мне в спорткомитете помогли с билетом. И там встретилась с председателем шахматной федерации, дважды Героем Советского Союза, летчиком-космонавтом СССР Виталием Севастьяновым. Он слушал и удивлялся, что в провинциальном городе есть двухэтажная шахматная школа. А потом и предложил провести «Белую ладью». С чудесной новостью прилетела сразу в горком партии. Но там меня не поняли, не поддержали. Однако через месяц вызвали «на ковер»: мол, чего молчишь, такое мероприятие нам надо готовить... Оказывается, они получили от шахматной федерации и Госкомспорта СССР письмо: «На базе мелитопольской школы в 1986 г. запланировано проведение Всесоюзного шахматного турнира». Шел 1985 год, началась перестройка...

- Такая ответственность… Волновалась? - Еще как! Съездила на «Белую ладью» в Грузию и поняла, что такое первенство мы никогда не проведем. Там нас поразили гостеприимством, да и организация была на высшем уровне. Даже специально к соревнованиям новую гостиницу выстроили.

Но зато я поняла, что надо делать, с чего начинать. За каждой командой (участвовали в первенстве все советские республики плюс дружественная Болгария) закрепили завод. Между предприятиями распределили и другие обязанности: одни снабжали краской, другие - кондиционерами... Общими усилиями подготовили школу к турниру. Три тысячи ребят одели в шахматные костюмы - наша «трикотажка» сшила. На площади Победы нарисовали шахматную доску, и на закрытии седьмой чемпион мира Василий Смыслов с молодым одесским гроссмейстером Владимиром Тукмаковым сыграли партию живыми фигурами. Например, говорили: «Е2 - е4», - и мальчишка становился в нужную клеточку. «Белая ладья» получилась на ура. Десять дней город жил шахматами.

- А чем занимали юных шахматистов в свободное от соревнований время? - Программа была замечательная, с Нептуном на базе отдыха в Кирилловке, с черешней - ребятня сама ее собирала. Правда, на следующий день вся площадь Победы была заплевана косточками - жили-то спортсмены в гостинице «Мелитополь».

«Я работала в штабе Гарри Каспарова»
- А теперь расскажи о встречах, которые нельзя забыть. - На Всесоюзной спартакиаде школьников в Ташкенте (там я работала в мандатной комиссии) судьба свела меня в одном гостиничном номере с Ларисой Латыниной. Это самая титулованная гимнастка в мире - чемпионка трех Олимпиад подряд, обладательница чуть ли не двух десятков олимпийских медалей: 9 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовых. Чемпион мира Гарри Каспаров брал меня судить международный турнир в Хельсинки. В Лондоне, на матче за звание чемпиона мира, когда он играл с англичанином Найджелом Шортом (и, конечно, победил), я работала в штабе Каспарова и передавала сведения о ходе матча в «Комсомолку».

Там, в Лондоне, я увидела принцессу Диану. Она очаровала меня не столько своей красотой, сколько простотой: по ее виду нельзя было догадаться о ее царственном положении.

Судьба подарила мне встречу с многократной чемпионкой мира по шахматам Нонной Гаприндашвили. Я перед ней преклонялась, училась на ее творчестве. А тут захожу в свой номер (это было в Хельсинки) - и вижу своего «идола» на соседней кровати! Оказывается, у нее точно так же, как и у меня, рвутся колготки, она переживает за близких (тогда у нее с сыном были проблемы), так же, как все, подвержена слабостям...

- Например? - Она была азартным игроком. Бывало, за ночь проигрывала в казино 3 тыс. долларов. Являлась к утру в гостиницу, завтракала и шла играть в шахматы - и проигрывала, поскольку засыпала чуть ли не на ходу. А перед этим давала финнам сеанс одновременной игры. Нонна по этому поводу не комплексовала - подшучивала над собой.

И судья, и игрок
- Ты выигрывала в женских соревнованиях. А побеждала ли мужчин? - Только в неофициальных матчах. В бытность мэром Сычева-старшего часто составляла ему компанию, но он нечасто у меня выигрывал. Друзья-коллеги били по ногам: мол, имей совесть, «не наступай», но он это чувствовал и просил не поддаваться. А когда проигрывал, не расстраивался, мол, профессионалу уступить не стыдно. Однажды в город приехал агитировать за свою партию «Реформы и порядок» Виктор Пинзеник. А Виктор Александрович (Сычев. - А. К.), когда-то, еще будучи нардепом, ему однажды проиграл. И решил, воспользовавшись случаем, отыграться. С моей помощью.

- Получилось? - По-видимому. Потому что Пинзеник был уверен, что выиграет. А тут такой облом! Он явно расстроился, разнервничался. Хотя стоит ли переживать? Он хороший игрок, но любитель - а я-то профессионал.

ОСТАЕТСЯ добавить, что Наталья Николаевна по-прежнему в шахматном строю и чаще играет, чем судит. Недавно в областном турнире среди высших учебных заведений защищала честь Таврического государственного агротехнологического университета. Команда, в которой она играла, стала победителем.