Как привлечь к ответу чиновников за яму на дорогах - порядок действий для водителя (продолжение)

Переглядів: 1742

6 квітня 2017 17:41

Как привлечь к ответу чиновников за яму на дорогах - порядок действий для водителя (продолжение) фото
Как привлечь к ответу чиновников за яму на дорогах - порядок действий для водителя
Продолжаем публиковать пошаговую инструкцию для водителя, попавшего в ДТП в случае, если в аварии фактически виновата сама дорога (начало - по ссылке)

Чтобы опровергнуть эту версию, в своих пояснениях водитель должен подчеркнуть, что у него были объективные сложности в выявлении препятствия, а скорость была в пределах дозволенной. Например, видимость ямы затруднена, отсутствуют предупреждающие знаки, объезд или остановка были невозможны, поскольку создавали угрозу аварии с другими участниками движения. В судебной практике присутствуют случаи, когда, даже не смотря на существенное нарушение водителем правил ПДД, вина за ДТП разделяется и с органом, который содержал дорогу в ненадлежащем состоянии. Так, 15. октября 2015 г. Апелляционный суд Донецкой области частично удовлетворил жалобу водителя, и распределил вину за ДТП в пропорции 70 проц. водитель, 30 проц. – Донецкий облавтодор, взыскав с организации 18 тыс. грн в пользу водителя.

Поскольку вследствие ДТП пострадало транспортное средство, сотрудники полиции обязаны составить протокол об административном правонарушении. Водитель должен требовать составить протокол по ст.140 КУоАП на сотрудника органа, ответственного за содержание дороги. Для этого необходимо указать полицейским на состояние дороги, дать пояснения обстоятельств и механизма ДТП. Если очевидцы остались на месте происшествия, они тоже могут дать пояснения.

Сотрудники полиции должны составить схему ДТП. При ее составлении обязательно необходимо указывать на расположение авто на дороге, привязку к местности, а также расположение повреждения дороги, которое стало причиной ДТП. Если схема, по мнению водителя, составлена некорректно, в ней можно свои указать замечания.

При составлении протокола по ч.4 ст.140 КУоАП обязательным является составление акт обследования участка улично-дорожной сети с соответствующими замерами и схемой о состоянии дорожного покрытия, что предусмотрено п.3 раздела ІІ Инструкции по оформлению полицейскими материалов об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные не в автоматическом режиме (приказ МВД от 07.11.2015 г. № 1395). Образец акта можно найти в приложении 3 к данной инструкции.

При составлении данного акта должен присутствовать представитель подразделения по эксплуатации дорог (улиц), который отвечает за надлежащее содержание указанного участка. Водитель должен настаивать на составлении такого акта.

Протокол, схему, акт и прочие документы следует подписывать обязательно. Отсутствие подписи не является доказательством невиновности водителя. В тоже время, при подписи любого из перечисленных документов водитель может написать свои замечания к проведенному действию, выразить письменное несогласие с ним. При дальнейшем разбирательстве это имеет куда большее доказательное значение. Помимо замечаний можно указать известных очевидцев происшествия, а также о проведенной самостоятельно фотосъемке.

Все документы подписываются также понятыми, чьи данные следует сохранить. Если сотрудники полиции решили составить протокол на водителя за нарушение п. 12.1 и/или п.12.3 ПДД Украины, необходимо продолжать требовать составления протокола по ст.140 КУоАП. Если полицейские откажутся, об этом факте нужно указать в замечаниях к протоколу. Составление двух протоколов, и в отношении водителя за нарушение, и в отношении дорожного предприятия, в целом приемлемая ситуация, поскольку в дальнейшем водитель имеет шансы оспорить протокол в отношении себя.

Перед судом

Добиться компенсации ущерба во внесудебном порядке вряд ли получится, поскольку собственники дороги никогда не пойдут на признание своей вины за происшествие.

Если автомобиль застрахован КАСКО, то после привлечения к админответственности ответственное за состояние дороги лицо дорожной организации, страховая компания сама будет заниматься возмещением ущерба, предварительно выплатив водителю страховку. Но не все водители имеют указанный полис, в связи с чем бремя доказывания ложится на их плечи.

После ДТП необходимо провести экспертизу повреждений автомобиля, чтобы установить размер причиненного ущерба. Экспертизу придется оплатить самостоятельно, но в дальнейшем при наличии подтверждающих документов эту сумму можно взыскать с собственника дороги в суде, так что чек лучше сохранить. Ремонтировать автомобиль можно, но до ремонта должны быть зафиксированы повреждения, полученные вследствие ДТП. Расходы на ремонт также можно будет взыскать с ответчика в суде.

Следует помнить, что все понесенные расходы необходимо подтверждать документально. Иначе доказать ущерб в суде невозможно. Обычно сумма ущерба в данной категории дел включает в себя стоимость ремонта автомобиля, оценки ущерба автомобилю, эвакуации с места ДТП, судебного сбора и расходов на правовую помощь.

При обращении в суд необходимо иметь: копию решения по административному делу, копии протоколов и актов полиции с места ДТП, экспертизу (акт) оценки ущерба автомобилю, документы, подтверждающие расходы на ремонт и правовую помощь в случае участия юриста.

Нелишним будет обратиться в орган полиции или местного самоуправления по месту ДТП с целью выяснить название и реквизиты владельца дороги. Именно к нему будет подаваться гражданский иск.

Рассмотрение дела

Судебных процессов должно быть два. Один по рассмотрению административного нарушения, другой по компенсации причиненного ущерба.

Результат первого суда имеет ключевое значение для второго. При рассмотрении протокола об админнарушении суд выносит постановление, которым привлекает ответственное за состояние дороги лицо дорожной организации по ч.4 ст.140 КУоАП. Этим решением устанавливается не только вина собственника дороги в ДТП, но и подтверждаются фактические обстоятельства (время, место, способ причинения ущерба). Во время этого судебного процесса водитель выступает свидетелем и не претендует на материальную компенсацию, поскольку решается вопрос исключительно о виновнике ДТП.

Возмещение ущерба производится путем подачи гражданского иска в суд. Иск предъявляется к организации-владельцу дороги. В соответствии с ч.2 ст.109 ГПК Украины иски подаются по месту нахождения юридического лица, но для удобства, согласно ч.6 ст.110 ГПК Украины, иски о возмещении вреда, причиненного имуществу физических или юридических лиц, могут предъявляться также по месту причинения вреда (место ДТП). Доказательствами в суде служат перечисленные ранее документы. При отсутствии некоторых из них (например, материалов полиции по оформлению ДТП) можно ходатайствовать перед судом об их истребовании.

В итоге

Таким образом, компенсировать ущерб автомобилю вследствие неудовлетворительного состояния дороги возможно, и с каждым годом судебная практика пополняется новыми решениями по этому вопросу.

Экономить на правовой помощи в этой категории дел не следует. Надо учесть, что даже в случае победы в суде немалую сложность представляет процесс исполнения решения, поскольку бюджетные организации-владельцы дорог не спешат компенсировать ущерб. В силу этих причин, от момента ДТП до получения компенсации может пройти несколько лет. Поэтому водителю следует взвесить, насколько размер ущерба автомобилю соотносится с трудностями его возмещения, и на основании этого принимать решение.

По материалам интернета




Имя:
Ваш комментарий:

Юрий
6 квітня 2017 г. (19:24)
Почему водитель должен указывать менту(ласкаво - полицейскому) чтоб тот в протоколе указывал на состояние дороги. Что они в Украине настолько тупые, слепые и глухие, что не видят какое состояние дорог, ведь они время от времени также сами по этих дорогах ездят и никого, кроме водителя за их состояние не штрафуют. А ведь надо накладывать штрафы в первую очередь на очень багатого президента Вальцмана, послекролика Гройсмана, и на  всех пониже в ранжире государственных воров в законе.

Схожі новини: