Чужие деньги. Сколько и куда потратили кандидаты и политсилы во время минувших выборов

Переглядів: 2680

26 листопада 2015 16:11

Чужие деньги. Сколько и куда потратили кандидаты и политсилы во время минувших выборов фото
Выборов в Украине обычно ждут с нетерпением. Жители городов и сел знают, что «под выборы» кандидаты не только обещают счастливую жизнь для электората, но и раскошеливаются на реальную помощь. Хоть несколько сотен гривен персонально, а хоть и тысячи - на благоустройство или озеленение.

Отдельной статьей расходов идут затраты на предвыборную агитацию в чистом виде - то есть изготовление листовок, публикации в газетах и эфиры на ТВ, размещение рекламы на рекламных плоскостях.

Насколько были готовы «раскошелиться» кандидаты, чтобы завоевать умы и сердца избирателей, откуда они брали средства и куда тратили?

Первый пошел

Согласно ст. 54 Закона Украины «О местных выборах», местные организации партий, кандидаты всех уровней имеют право начать свою предвыборную агитацию со дня, следующего за днем принятия соответствующей территориальной избирательной комиссией решения о регистрации кандидатов. В Мелитополе эта норма была выполнена местными парторганизациями. А вот их всеукраинские «родители» начали рекламироваться задолго до старта избирательной кампании.

Так, уже в начале сентября, в Мелитополе появились борды с рекламой политсилы «Наш край», в которую вошли в основном экс-регионалы и коммунисты. Рекламные щиты этой силы появились первыми и надежно удерживали первенство по количеству. Вторым на старт предвыборной гонки стал «Оппозиционный блок» и лично №1 его списка Евгений Балицкий. Далее ВО «Батькивщина» - их рекламные щиты были преимущественно всеукраинского образца.

А заказчик кто?

Согласно п.2 ст. 56 Закона Украины «О местных выборах», печатный агитационный материал должен содержать сведения о заказчике и организации, осуществившей печать, его тираж, информацию о лицах, ответственных за выпуск. Распространение печатных агитационных материалов без указанных сведений запрещается.

В Мелитополе эту норму закона выполняли большинство политсил. Правда, местами выборочно. Не всегда ставили исходные данные на бордах «Нашего края». Отсутствовала необходимая информация на щитах «УКРОПа».

Отметим также, что среди всех образчиков политрекламы были и «обманки». Так, «Сильная Украина» и Сергей Минько поздравляли Мелитополь с днем рождения. У них на бордах не были указаны сведения о заказчике. С одной стороны, вроде не политреклама, а просто поздравление. А с другой - сомнений в том, что такая реклама тоже часть предвыборной гонки, не возникает.

Тест на открытость

Согласно украинскому законодательству, предвыборная агитация осуществляется за счет и в пределах средств собственных избирательных фондов кандидатов в депутаты в одномандатном избирательном округе, кандидатов на должность сельского, поселкового, городского головы, местных организаций партий, кандидаты в депутаты от которых зарегистрированы в многомандатном избирательном округе. Использование для предвыборной агитации средств из других источников запрещается.
После первых недель избирательной гонки мы обратились к политсилам с просьбой рассказать, сколько средств планируется потратить на кампанию и откуда они.

«Самопомощь» и «Солидарность» называть суммы отказались, уточнили только, что все будет «по закону». «Оппозиционный блок» никак не стал комментировать наш вопрос.

Другие политсилы были более открытыми. «Скромненько и со вкусом» всего несколько десятков тысяч гривен решили потратить «Социалисты». А вот «Партия ветеранов Афганистана» скромничать не стала. Размер избирательного фонда составил 706 тыс грн. Руководитель политсилы, кандидат в мэры Андрей Чаппа сообщил: «Это средства, собранные членами партии. В течение последних полутора лет мы готовились, и каждый передал в фонд до 12 тысяч гривен».

Впрочем, некоторые политсилы обошлись без избирательных фондов вообще.

- Ми не фінансуємо рекламу в ЗМІ чи на бордах, не замовляли агитпродукцію, тож у фонді потреби не маємо, - пояснил глава горорганизации ВО «Свобода» Алексей Ревенок. - Ті борди, що були розміщені в Мелітополі, замовлені обласною організацією і фінансувалися з обласних фондів. Ми «заощадили».

Деньги счет любят

Впрочем, желание или нежелание открывать размеры сумм, потраченных на предвыборную агитацию, значения не имели. Поскольку каждый из штабов обязан обнародовать суммы избирательных фондов на официальном веб-портале Центризбиркома. Отметим, что мы направляли запрос в городскую избирательную комиссию с просьбой предоставить информацию о размере избирательных фондов кандидатов и политсил, однако ответа на него так и не дождались. Поэтому подготовили исследование, исходя из данных, опубликованных официально в разделе «Выборы 2015»  на официальном портале Мелитопольского горсовета.

Наиболее скромно потратились на агитацию представители городской организации ВО «Батькивщина». Размер их фонда составил чуть более 17 тыс. грн. При этом больше всего вложил Алексей Прокофьев (он баллотировался в мэры) - 11650 грн. В отчете не указано, куда были потрачены данные средства.
Согласно обнародованным планам, скромненько выглядит отчет «Социалистов». На агитацию, если верить ему, они потратили всего 26103 грн., все это - собственные средства местной организации партии. Больше всего было израсходовано на рекламу на ТВ – 14,5 тыс. грн., еще 4 тыс. - на изготовление рекламных материалов, а 5,2 тысячи на оплату публикаций в печатных СМИ. Интересно также, что представители этой политсилы указали, что перечислили средства (2,3 тыс грн) «Укрпочте» за доставку рекламных материалов к домам избирателей.

Городская организация «УКРОПа» потратила на агитацию 40600 грн. Они пошли на изготовление агитпродукции. Наполняли избирательный фонд кандидаты в депутаты от данной организации Игорь Симоненко и Николай Арестенко. Они внесли 8000 и 9000 грн соответственно. Еще 24 тысячи внесли три других физлица.

Городская организация политпартии «Наш край» на агитацию потратила чуть более 46 тыс. грн. Фонд формировался из личных средств кандидатов. Более 17 000 грн «ушло» на печать листовок, календариков, плакатов различного формата. Еще в расходы фонда внесена оплата аренды помещения в ДК им. Т. Шевченко Политпартия указала в отчете, что из СМИ рекламировалась только в «Главной газете». Обошлось это политсиле в 15680 грн.

Городская организация партии «Солидарность» отчиталась, что из избирательного фонда на разные виды агитации было потрачено 78,7 тыс.грн. Средства в фонд поступали от кандидатов, включенных в список партии, и в виде добровольных взносов физлиц, среди которых был и Сорокин А.В, внесший 7236 грн. Интересно, что большая часть средств избирательного фонда (61363 грн) была израсходована на изготовление и размещение материалов предвыборной агитации через ФЛП Сорокин А.В.

Из кандидатов же больше всего вложили Павел Тимофеев (20 тыс. грн за два раза) и Павел Хриенко (15,4 тыс.). При этом в декларациях данных кандидатов депутаты указано, что например, П. Тимофеев за 2014 год заработал 35,6 тысяч гривен, при этом чуть более 6 тыс. грн составляла помощь по безработице. А П. Хриенко за весь минувший год заработал только 10407 гривен.

«Оппоблок», судя по отчету, потратил на агитацию 113 тыс. грн. средств кандидатов. Больше всего вложили Ирина Ялпачик (50 тыс.) и Евгений Шерстюк (24,6 тыс.). Ушли средства на телерекламу (49,8 тыс.), изготовление магнитов, предвыборных, листовок и флаеров (более 63 тыс.).

Избирательный фонд «Самопомощи» составил 285 тыс грн. У этой политсилы использование средств наиболее разнообразно. Помимо традиционного изготовления листовок, агиток и пр, на которое было потрачено 208 тыс., горорганизация покупала еще эфирное время на ТВ (около 32 тыс. грн.) и размещала рекламу на бордах (около 35 тыс.). 5000 грн. было перечислено «Федерации масрестлинга Украины» для участия в спортивных соревнованиях.

Наполнился фонд средствами кандидатов в депутаты. Например, Наталья Шатохина перечисляла средства несколько раз на общую сумму 57600 грн. Также несколько перечислений делал Максим Бельчев. Заметим, что в декларациях оба кандидата указывают доход за 2014 год в размере чуть больше миллиона гривен.

Горорганизация «Партии ветеранов Афганистана» на агитацию потратила 706,8 тыс. грн. Больше всего «досталось» газете «Новый день» - 160,5 тысяч гривен. Еще 58,6 тысяч были перечислены за рекламу в «МВ». На ТРК «Мелитополь» было перечислено 69,6 тыс грн, а на «МТВ-плюс» - 32,7 тыс грн. Кроме того, партия тратилась на изготовление агитпродукции (порядка 250 тыс.) и рекламу на радио (около 2 тыс.)

На себя не жалко

Что касается затрат на избирательную кампанию кандидатов в мэры, то основные траты, судя по отчетам, произошли уже в первом туре выборов.

В первом туре отдельно указал сумму, затраченную на агитацию, Роман Романов. Он из запланированных 80 тыс. грн. потратил всего 76,1 тыс., в основном на информационные материалы в газетах и изготовление листовок. Очень скромным был Николай Андрос. На агитацию избирателей за себя он потратил всего 6178 грн.

Михаил Богданов израсходовал 12,5 тыс грн
И ожидаемо большими даже в первом туре были суммы основных претендентов на кресло мэра.
Первый взнос в собственный избирательных фонд кандидат от «Оппозиционного блока» Александр Рябиков сделал еще 29 сентября - 170 тыс грн. А всего размер фонда составил 275 тысяч. Большинство средств ушло на печатные материалы - порядка 198 тыс грн. Порядка 37 тысяч гривен было потрачено на рекламу на бордах. А вот на приобретение эфирного времени на ТВ ушло всего 18,8 тыс. грн. Кроме того, кандидат давал рекламу на радио и в печатных СМИ.

Кандидат от партии «Солидарность» С. Минько в первом туре потратил 224 тыс. грн. Больше всего (около 65,8 тыс. грн.) - на рекламу на коммунальном ТВ. Кроме того, 45,1 тыс грн - на рекламу в «Главной газете», порядка 13,8 тыс. грн на рекламу в «МВ», около 8,3 тысяч - в «Нашем городе», около 3 тыс грн – в «Новом дне». Кроме того, Сергея Анатольевича активнее всего рекламировали на радио, что обошлось ему свыше 9,3 тыс. грн. - максимум для всех кандидатов и всех политсил.

Для участия во втором туре выборов кандидаты пользовались исключительно собственными средствами.
На счет С. Минько пришли 148,2 тыс. грн. Дороже всего обошлась печать агитпродукции (около 60 тыс.). оплата эфирного времени на коммунальном ТВ - порядка 35,9 тыс., еще около 10 тысяч перечислено ФЛП Каменевой также за размещение агитации на ТВ, газеты размещали предвыборные материалы кандидата на сумму еще около 31 тыс грн. На рекламу на радио потрачено еще более 1,3. А вот на рекламу на щитах Сергей Минько затратил… 972 гривны.

А. Рябиков потратил на избирательную кампанию во втором туре более 234 тыс грн. Больше всего - на публикации в газете «Новый день» (88 тыс.), рекламу на бордах (49 тыс.), изготовление агиток - 49 тыс.
Таким образом Сергей Минько за два тура выборов потратил на рекламу самого себя около 373 тыс грн. А Александр Рябиков потратил на предвыборную агитацию более 400 тыс. грн

На ТВ или в газету?

Интересно распределились объемы рекламы и по видам.

С. Минько, например, больше всего рекламировался на коммунальном телевидении. А если вспомнить, что на момент первого тура выборной кампании он был и.о мэра, то становится ясно, что зрители ТВМ (как и читатели всех газет) видели кандидата очень часто. Но при этом избирательный штаб кандидата заказывал агитацию практически во всех СМИ. Меньше всего на канале «МТВ-плюс», принадлежащем семье членов «Оппозиционного блока» Балицких (всего один платеж на 4 тыс грн во втором туре выборов).
В свою очередь, А. Рябиков и «Оппоблок» не заказывали рекламу ни на коммунальном ТВ, ни в «Главной газете Мелитополя», у которой в прошлом году сменился собственник, и она стала подчеркнуто лояльной к С. Минько.

Газеты «Новий день» и «МВ» публиковали агитацию всех кандидатов и политсил.

Вместо резюме

Выборы закончились. В официальных отчетах показано, что кто-то потратил откровенно «смешные» суммы, а кто-то - более весомые. Одни политсилы больше «мелькали» на ТВ, другие - рекламировались на бордах. Оценивать эффективность той или иной избирательной стратегии мы не беремся. Можем только отметить, что разница в суммах, затраченных на нее, очень большая, а реальные расходы наверняка были в разы, а то и на порядок большими. К примеру, все штабы и агитаторы, судя по отчетам, трудились исключительно «за спасибо». Впрочем, это - тема для отдельного расследования.

Расследование подготовлено в рамках проекта поддержки журналистских расследований в Восточной Европе (SCOOP) при поддержке Датской Ассоциации журналистов-расследователей (FUJ), общественной организации International Media Support (IMS) и при содействии Министерства иностранных дел Королевства Норвегия.


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: