Читаем коды украинских авто

В каждой стране приняты свои правила кодировки авто. Где-то присутствуют 4-значные цифровые коды, где-то – состоящие из трех цифр. Где-то есть буквы, а кое-где присутствует даже арабская вязь. Какая бы информация не содержалась на номере, главная ее цель – предоставить в минимуме символом как можно больше информации.

Вот почему во многих странах (и Украина не исключение) в используемых буквах закодирована информация о том, в какой части Украины зарегистрировано то или иное авто. Типичный украинский номер состоит из восьми знаков: четыре цифры посередине, две буквы до и две буквы после.

Коды регионов Украины зафиксированы в первых двух буквах номера. Столице выпали две буквы А, Киевской области – АІ, Крыму – АК. С буквой «А» связаны номера еще нескольких областей. Так, у Винницкой области код АВ, у Волынской – АС, у Днепропетровской области – АЕ. На букву «А» начинаются коды еще нескольких областей: Донецкой – код АН; Житомирской – АМ; Закарпатской – АО; Запорожской область закодирована сочетанием АР. Замыкает этот список Ивано-Франковск и область вокруг него – их код АТ.

Кроме того, есть автомобильные номера, которые начинаются на букву В. В зависимости от второй буквы, это может быть Кировоградская область (их код – ВА), Луганская (ВВ), Львовская (там ездят машины, чей номер начинается на ВС), Николаевская (ВЕ), Одесская (тут «рулят» авто с номерами, которые начинаются на ВН), Полтавская (ВІ), Ровенская (ВК), Сумская (ВМ), Тернопольская (ВО), Херсонская (ВТ), Хмельницкая (ВХ). Логику в присвоении кодов отследить достаточно сложно. Видимо, местные украинские полицейские, пришедшие на смену доблестной Госавтоинспекции, знают какую-то свою систему кодировки.

Ну и номера, начинающиеся на C, символизируют город Севастополь (СН), Черкасскую область (СА), Черниговскую (СВ) и Черновицкую (СУ).

Оставшиеся две буквы говорят о том, какова серия регистрационного номерного знака. Цифры никакой смысловой нагрузки не несут.

Еще один момент, на который стоит обратить внимание, - это цвет номера. У обычных машин он белый. Маршрутные и обычные такси, а также автобусы, должны ездить с желтыми номерами, но часто это распоряжение нарушается. Дело в том, что официально оформленных таксистов в стране не так уж и много – многие просто используют эту работу в качестве приработка, и менять для этих целей номер ну никак не собираются. У полицейских этот вопрос не является принципиальным или жестко контролируемым, и поэтому они не отслеживают выполнение данного распоряжения. Министерство обороны и представители Министерства чрезвычайных ситуаций ездят на машинах с черными номерами, а машины, оформленные в МВД, - на синих.