Экспертиза произведений искусства и предметов антиквариата

Переглядів: 303

Сегодня на антикварный рынок регулярно выходят работы, приписываемые авторству великих авторов прошлого. Это касается абсолютно всех видов искусства. Однако великое - велико, но его мало. Трудно ожидать, что каждый год будут появляться новые, неизвестные ранее картины, к примеру Рембрандта или Микеланджело. Или скульптуры древнегреческого периода. Или иконы, написанные собственноручно Андреем Рублёвым. Антик, что в больших количествах выходит на антикварный рынок, это как правило, подделка.

Собственно говоря, подделывать различные произведения искусства научились едва ли не тогда, когда нашлись люди, которые могут платить деньги за признанное великое. По этому поводу язвительно прошёлся некогда Александр Дюма в своём романе "Монте-Кристо": "все старые картины знаменитых мастеров, с ручательством за подлинность; я не люблю новых. - Вы совершенно правы, у них у всех один большой недостаток: они еще не успели сделаться старыми". Это из диалога Монте-Кристо и Данглара.

Подделки начинаются тогда, когда есть спрос на какие-либо артефакты, а в наличии этот антик отсутствует. А антикварный рынок живёт по тем же законам, по которым живёт и любой другой рынок: если есть спрос, он должен быть удовлетворён.

Подделками могут быть древние иконы или картины мастеров прошлых веков, или скульптуры, или отливки из различных металлов. Самой древней профессией, очевидно, следовало бы считать подделку драгоценностей. Но изначально, разумеется, это были подделки с пошлой финансовой целью. То есть, чтобы подменить драгоценность высокой стоимости похожей, но стоящей на несколько порядков меньше. Позже, когда стоимость, например, живописных полотен, принадлежащих кисти знаменитого мастера могла достигнуть стоимости дорогого колье, подделка коснулась и их.

Сегодня любой уважающий себя антикварный салон или аукцион обеспечивает экспертизу представляемых артефактов, а также может быть произведена оценка антиквариата по желанию клиента. Это оправдывает себя: антикварный салон гарантирует качество и достоверность предлагаемых предметов искусства и тем самым делает себе определённую репутацию. А репутация - вещь в любом бизнесе дорогостоящая. И уж конечно, ни один крупный магазин, а тем более антикварный салон, не может пренебрегать такими вещами.

Экспертиза произведений искусства, как её показывают в игровом (или художественном) кино и экспертиза на самом деле - разумеется, два совершенно разных процесса. Например, сегодня практически во всех крупных городах существуют лаборатории, которые либо проводят экспертизу, если её заказывает антикварный салон, либо предоставляют в аренду необходимое оборудование.

Так, например, для того, чтобы определить подлинность той или иной картины или иконы, достаточно просто поднести спектрограф к поверхности. Проводится спектровый анализ химического состава поверхности, который показывает, из чего состоит, к примеру, тот или иной сплав или химическое вещество.

А если вспомнить, что, к примеру, до 1870 года в составе белил для живописных произведений был свинец, с 1870 до 1920 года - окись цинка, а позже появилось такое соединение как двуокись титана, то порой экспертиза может закончиться чрезвычайно быстро: такой анализ занимает от 3 до 5 секунд.

Конечно, не всякая экспертиза абсолютно безошибочна, но она даёт хотя бы небольшую гарантию от надувательства.