Рынок автострахования России

Рынок автострахования России, зародился в 1991 году - когда появились первые страховые компании, которые занимались, в основном, корпоративным страхованием. Первые полисы автострахования КАСКО - покупали иностранные компании, которые и привили в России этот вид страхования, в основном это были американские, французские, английские корпорации.

Страхование КАСКО

Страхование автомобиля по КАСКО было построено по тому же принципу, что и любое другое добровольное страхование - жилья, жизни, имущества. Страховая компания и страхователь обговаривали страховые случаи, каждый из которых имеет свой установленный тариф, вносилась страховая премия, после чего заключается договор. Данный вид страхования развивался вяло, и был в источниках дохода страховых компаний на низших строчках. КАСКО занимались лишь для комплексного обслуживания корпоративных клиентов. Основной доход приносили страхование здоровья и имущества, в основном для компаний с оборотом выше среднего. Также процветали схемы «оптимизации налогов» при помощи страхования, но об этом развёрнуто писать не стоит, благо что в конце 90-х это стало невыгодным и прекратилось. Оборот более 100 миллионов долларов был у 2-3 компаний, и то обслуживающих крупный государственный и корпоративный сектор. Вялое развитие КАСКО продолжалось вплоть до 2003 года, до введения закона «Об обязательном страховании автогражданской ответственности», главной официальной целью которого было приостановить «разборки» между водителями – участниками ДТП на дорогах и разгрузить суды, заваленные административными исками. С этого момента появился второй основной вид автострахования

– ОСАГО.

Страхование ОСАГО

ОСАГО - обязательное страхование автогражданской ответственности. Закон от 23.06.2003 N 77-ФЗ прописывал обязательное оформление полиса ОСАГО для всех владельцев автотранспортных средств, вплоть до автоприцепов и мотоциклов. Объектом ОСАГО являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. То есть по ОСАГО возмещается риск причинённый потерпевшим при ДТП. Так как закон отдали под контроль МВД, через органы ГИБДД, то к концу 2003 году практически все автовладельцы приобрели полисы ОСАГО. Калькулятор ОСАГО чётко разделял регионы, самыми дорогими по ОСАГО стали Москва, Московская область, Санкт-Петербург.

РезюмеАвтовладельцы быстро оценили преимущество автострахования, и продажи полисов ОСАГО потянули за собой продажи КАСКО. С 2003 года рынок автострахования резко подскочил и быстро перешёл рубеж в миллиард рублей. В 2004 году рост подхлестнуло потребительское кредитование – банки требовали при оформлении автокредитов заключения договоров КАСКО. В итоге ОСАГО в 2004 году собрало более 50 миллиардов рублей, КАСКО примерно 30 миллиардов рублей. То есть рынок по сравнению с 90-ми годами просто кардинально изменился - с 1 миллиарда рублей до 3 миллиардов долларов. Естественное такие суммы изменили и участников рынка. Появились страховые брокеры, и компании ориентированные на автострахование. Крупные международные страховщики также в 2005 году серьезно заинтересовались российским рынком автострахования. В последние годы появились новые форматы продаж полисов автострахования –прямые продажи. Это компании - «Прямое автострахование», «INTOUCH», «Контакт-Страхование». Особенно импонирует компания «Контакт-Страхование», которая при наиболее приемлемых ценах, предлагает богатый сервис, остальные компании увеличивают продажи не за счёт сервиса, а за счёт агрессивной рекламы, вплоть до центрального телевидения, что конечно же скажется на конечной цене полисов КАСКО. Если «Контакт-Страхование», оставит сервис на высоком уровне, то сможет занять до 10% процентов рынка КАСКО, что приблизит рынок Российского сегмента КАСКО к европейским стандартам. Крупные страховщики урвавшие большой куш при становлении ОСАГО, начали постепенно терять клиентов в 2007 году, из-за неповоротливости и нарушения обязательств перед клиентами. Чтобы не терять закреплённую прибыль они сейчас лоббируют повышение тарифов ОСАГО. К сожалению, финансовый кризис осени 2008 может снизить рост продаж полисов КАСКО, и ориентировочно в 2010 году рынок автострахования составит 8 миллиардов долларов, вместо прогнозируемых 12 миллиардов. Кто на рынке через 5 лет будет играть первую скрипку, зависит от стратегии развития сегодняшних участников рынка, но уже сейчас ясно что компании, гибкие в стратегии и не обременённые костным менеджментом смогут заявит о себе очень скоро, яркий тому пример - «Контакт-Страхование».

автор: Воровицкая Александра.

Страховое агентство А-Мос


Источник: www.a-mos.ru