Ты меня уважаешь?

Собственно, это не квитанция, а извещение. Некая фирма, скрывшаяся за буквами «КП «ЖМ» (ни адреса, ни телефона), сообщает потребителю, что его долг составляет «0,00», а платить нужно за очередной месяц (за что?) «40,42». На записке нет никаких признаков того, что это официальная бумага. Ни один суд не признает это документом. Любой, кто хоть чуток умеет работать на компьютере, наберет, распечатает и вырежет такую бумажечку за несколько минут.

Поднимаясь с «документом» домой, я вспомнил свою поездку в США. Мы жили в частном доме, и однажды хозяин достал из почтового ящика сложенный втрое лист бумаги. Это оказался ежемесячный счет за газ. Хозяин сунул бумагу в карман, но я попросил посмотреть. Поверьте, смотреть было на что.

На качественном листе плотной бумаги полноценного формата А4 в два цвета (черный и голубой - «цвет газа») была размещена бездна полезной информации. Все очень подробно и предельно ясно: сколько дней прошло с последнего платежа, сколько ваших денег пойдет газовой компании, а сколько - налог в казну штата. И даже график (!) - сколько вы расходовали газа за каждый месяц прошлого и этого года. Причем на этом же графике показана и средняя температура воздуха каждого месяца. Изучайте и радуйтесь: «О, в этом году январь прохладнее прошлого, а мы сожгли газа меньше!» Или, наоборот, задумайтесь, не пора ли слегка «затянуть пояса». Особенно умиляет строка «Payment (Thank You) $ 129.26», то есть: «Плата (Благодарим Вас) 129,26 долл.». Этот же «мотив» читается и ниже: «Сообщения для потребителя. Благодарим за то, что вы оплачиваете свой газовый счет каждый месяц. Ваша аккуратная плата помогает нам содержать газовую службу с самыми низкими расходами».

Оборотная сторона счета тоже не «гуляет», а вся заполнена сведениями для потребителя газа. Например: вы не можете сами достать счет из почтового ящика - из-за болезни, отсутствия дома или просто забывчивости? No problem! Сообщите газовой компании имя и адрес, по которому желательно доставлять копию счета, и это будет сделано, причем бесплатно.

Кстати, чтобы заплатить, не обязательно идти на почту или в банк. Отрезаете верхнюю треть счета и бросаете ее где-нибудь на улице в почтовый ящик. Всё! Никаких марок не клеить. На листочке все уже написано. С вашего счета в банке снимут нужную сумму и переведут на счет газовой компании.

Для тех, кому все-таки что-то неясно, дан список телефонов, по которым можно звонить, причем с 7 утра до 17.30.

Посмотрите на фото: вы видите наш счет и американский. Почему такая большая разница? Может, наши от бедности экономят бумагу? Сомневаюсь. Американцы совсем не транжиры. (Кстати, в уголке их счета указано: «Изготовлен из отходов бумаги»)

Просто там бизнесмены знают, на чем экономить нельзя, себе в убыток выйдет. Нельзя экономить на уважении к клиенту. Иначе он просто уйдет и станет платить другой фирме.

Уважает ли нас, потребителей, фирма «КП «ЖМ» и ей подобные? Солидна ли она? Непохоже. Иначе бы не разбрасывала по ящикам маловразумительные клочки бумаги вместо полноценных документов. Не заставляла бы часами выстаивать в очередях по оплате услуг. Не приходилось бы старушкам самим узнавать «жэковские» телефоны и звонить, чтобы услышать: «Приходите лично!» или «Мне сейчас некогда!»

Это пренебрежение к клиенту идет с давних-давних пор. «Куда они денутся?» - говорили о нас те, кто производит товары и услуги. И правда: мы по-прежнему не можем перестать платить фирмам типа «КП «ЖМ» - поставщикам газа, электричества, тепла, воды, телефонных услуг. Они монополисты. Нравится не нравится - плати. Они никогда не будут работать лучше - нет стимула. Они никогда по своей воле не снизят свои цены: зачем, если клиент обречен платить столько, сколько скажут?

Трудно ожидать, что мы будем уважать тех, кто пренебрежительно относится к нам. Вот и платим за услуги раз в полгода, а то и реже.

Кольцо взаимного неуважения может разорвать лишь государство - радикальными реформами ЖКХ и всей сферы услуг. Способно ли оно на это? Не знаю. Но хотелось бы когда-нибудь вытащить из почтового ящика солидную бумагу. Неважно какую. Лишь бы она означала: «Мы вас уважаем». А кому этого не хочется?