Чтобы построить гараж во дворе многоэтажки, надо быть инвалидом. Или депутатом...

При этом права жителей многоэтажных домов цинично попираются. Наглядный тому пример - выделение участков под два гаража возле дома № 119 по ул. Ленина.

Первые среди равных?

Решение сессии горсовета о передаче в аренду земельных участков по указанному адресу датировано 27 апреля 2007 г. Согласно этому документу, земля передается Александру Щербине и Анатолию Соколову (оба они - депутаты Мелитопольского районного совета от Партии регионов) «для строительства и обслуживания капитальных гаражей». Спустя два месяца, 25 июня 2007 г., были заключены соответствующие договоры аренды.

При этом ни первый, ни второй гражданин в этом доме не прописан и не проживает. Любопытно, зачем им понадобились гаражи именно возле этой многоэтажки? Жильцы предполагают, что вышеупомянутые граждане собираются соорудить здесь мини-станцию техобслуживания. А. Щербина и А. Соколов такие планы начисто отвергают. Депутаты предлагают сначала обустроить детскую площадку, благоустроить территорию.

«До возведения гаражей еще не дошло, - говорят жильцы, - а от участка, где располагаются спортивная и детская площадки, место для сушки белья, уголок отдыха, зеленая зона, уже того и гляди останутся рожки да ножки. Уже вырублен зеленый молодняк. Предпринималась попытка сдвинуть мусорные баки - люди не позволили».

«А вы у нас спросили, хотим ли мы большей загазованности, шума, тесноты?» - забрасывают они письмами градоначальника и руководителей служб.

Между тем весной 2003 г. уже возникала идентичная ситуация. Но тогда городские власти откликнулись на жалобу жильцов запретом на строительство гаражей возле дома по ул. Ленина, 119. Почему же нынче отношение к горячей проблеме стало иным? Неужто сыграл свою роль изменившийся политический расклад в горсовете?

С видом на автостоянку

Еще раньше к девятиэтажке с обеих сторон притулились автостоянки. Расстояние от них до окон и стен дома - примерно 6,5 метра (почти в четыре раза меньше норматива, диктуемого государственными строительными нормами). «Застолбила» здесь землю Ксения Мыц, жена Владимира Мыца - в прошлом далеко не рядового сотрудника горотдела милиции и депутата горсовета.

Война жильцов дома против этих объектов тоже носит затяжной характер. Письма с требованием убрать автостоянки они направляли мэру Мелитополя, главному архитектору, начальнику управления земельных ресурсов, главному санитарному врачу. «Придомовая территория, - жалуются жильцы, - уменьшается почти на 1000 квадратных метров...» «Придомовая территория дома № 119 по ул. Ленина не определена, - отписывает жильцам начальник управления земельных ресурсов Геннадий Ковалев, - границы на местности не установлены...». Но разве это дает городским властям, которые, к слову, не выделяют средств на проведение подобных работ, право беспредельничать? Вопрос о создании городской программы «Придомовая территория» давно назрел. Ведь большая часть многоэтажек в Мелитополе находится в ведении ЖЭКов, а землей распоряжаются чиновники. Причем распоряжаются так, что жильцы все больше ощущают себя обделенными и бесправными. В итоге то и дело вспыхивают конфликты.

Не в лучшем положении и арендаторы участков. Они сполна и немало заплатили за оформление земли, получили все необходимые разрешения. (К слову, под документами - подписи представителей тех же служб, которые позднее наложили на документы «вето») А результат? Противостояние с жильцами и, возможно, судебная тяжба. Во всяком случае, А. Щербина признался, что собирается защищать свои права в суде.

Обещать - не значит жениться

Жители дома по ул. Ленина, 119 не просто поднялись против самоуправства чиновников, но и требуют закрепить прилегающую территорию за домом.

Обращение инициативной группы в сентябре прошлого года рассмотрела комиссия горисполкома под руководством вице-мэра Леонида Василенко. Приняв во внимание размещение автостоянок вблизи дома, комиссия посчитала любое строительство на придомовой территории нецелесообразным и рекомендовала городским службам приостановить действие ранее выданных документов до решения спорного вопроса. О том, что 14 сентября 2007 г. разрешение начать строительство гаражей приостановлено до решения земельного вопроса, жильцов проинформировал и городской голова Дмитрий Сычев. Правда, кто и как его будет решать, непонятно. Депутаты горсовета в лице Александра Барыбина, председателя депутатской земельной комиссии, как выяснилось, о проблеме и конфликте ничего не знают.

В январе 2008 г. около дома снова появились строители. Однако закаленные в противостоянии жильцы не позволили им сделать разметку под гаражи, и непрошеные гости ретировались.

Категорически против строительства гаражей на придомовой территории выступает главный архитектор Геннадий Шарий. Но он считает, что договор аренды на землю можно расторгнуть лишь после определения границ придомовой территории, и поэтому советует жильцам создавать общество совладельцев многоквартирного дома (ОСМД).

Однако инициативная группа ко всем заверениям и советам чиновников относится скептически. И людей можно понять.

- Мы согласны создать ОСМД, но пусть сначала городские власти расторгнут договоры аренды, - разъясняет позицию жильцов председатель инициативной группы Вячеслав Дараган. - А то пока общество совладельцев родится, от придомовой территории вообще ничего не останется. Городские власти нарушили закон - пусть сами и исправляют ошибки! Дмитрий Сычев во время прошлогоднего посещения компрессорного завода обещал рабочим - жильцам дома - решить проблему. Но он так ничего и не сделал. Если мэр не способен выполнять обещания и руководить городскими службами, пусть слагает свои полномочия.

Редакция «МВ» обязательно проследит за развитием этой истории. И все же хотелось бы знать, когда чиновники были искренни и соблюдали нормативы: давая «добро» на строительство гаражей или приостанавливая свое решение? Беда, на мой взгляд, в том, что сегодня нет четких правил игры, то есть положения о порядке выделения земельных участков, единой схемы действий. Поэтому на весы при принятии того или иного решения ложатся личные взаимоотношения с претендентами на землю, их вес в обществе и т. д. Где гарантии, что не появятся еще более уважаемые люди, которые тоже захотят поставить здесь гаражи? И кто поручится, что чиновники опять не закроют глаза на действующие нормативы и не проигнорируют интересы людей?