Профессия – проводник

Проводники проводят в дороге не только Новый год, а всю жизнь. Чтобы узнать, как им работается в предпраздничные дни, я взял билет на поезд «Евпатория - Москва».

Мы все учились понемногу

Чтобы стать проводником, необходимо получить соответствующее образование. Сделать это можно в Мелитопольском профессиональном лицее железнодорожного транспорта. Если вы закончили 9 классов, то учиться придется три года бесплатно. На базе 11 классов обучение будет длиться 10 месяцев и может быть как бесплатным, так и за 190 грн. в месяц. Существует курсовая трехмесячная подготовка, которая стоит 465 грн. Будущие проводники, помимо таких специальных предметов, как устройство электрооборудования вагона и организация культурного обслуживания пассажиров, постигают основы психологии, медицинских знаний, охраны труда и даже сурдоперевод.

Требования к поступающему довольно скромные: аттестат о среднем образовании и прохождение специальной медкомиссии в ж/д поликлинике. Хотя специальность - одна из самых популярных. К примеру, в 2006 г. диплом проводника получили 152 человека. Трудоустраиваются практически все. С выпускниками заключают контракт на летний период, а с приходом осени вопрос о дальнейшей работе с каждым решают индивидуально.

Проработав год-два, проводник может поступить в железнодорожный институт и вы-учиться на начальника поезда, инженера или технолога.

Пассажир всегда прав

Людмила Алексеевна работает на железной дороге уже 32 года. Профессию проводника выбрала по семейной традиции. Ведь отец ее путеец, оба брата машинисты, а сестра - проводник.

На вопрос о правах и обязанностях проводника она отвечает с ироничной улыбкой. Обязанностей много: всегда быть приветливым с пассажирами, опрятно выглядеть, вовремя закрыть-открыть вагон, оградить людей от котельного отделения, следить за состоянием вагона (например, за отоплением, которое, оказывается, высоковольтное). А вот права… Это вопрос больной.

По словам Людмилы Алексеевны, при любом ЧП крайним оказывается проводник. Да и пассажиры разные бывают: воспитанные и не очень, спокойные и агрессивные. Но, несмотря на это, пассажир всегда прав. Вот пример. Поезд «Евпатория - Москва» стоит в Симферополе около полутора часов. Дети, ехавшие в вагоне, были больны детским церебральным параличом и возвращались из санатория. Их родители стали требовать у проводника открыть уборную или предоставить биотуалет. Естественно, ни того, ни другого проводник предоставить не мог. И остался в их глазах виноватым.

Бывают пассажиры, которые, выпив в дороге водочки, начинают угрожать, крыть матом, мешать пассажирам. В подобном случае проводник по рации может вызвать сотрудников линейного отдела милиции (ЛОМа), которые либо решают ситуацию на месте, либо высаживают буйного товарища на ближайшей станции.

Заработок и приработок

Заработная плата проводника составляет 1200 грн. В отличие от российских коллег, нашим проводникам не доплачивают за пересечение границы. Зато каждый имеет право раз в году во время отпуска абсолютно бесплатно доехать до любой точки Украины или России, с собой можно бесплатно провезти ребенка до пяти лет.

О способах подработать проводники говорят неохотно. Любые передачи, которые не оформлены как экспресс-почта (официальная услуга украин-ской железной дороги), запрещены. Так же, как и безбилетный проезд. Контролирует все это начальник поезда и ревизоры, которые проверяют состав на определенных станциях. Если ревизор обнаружил какое-то нарушение, то составляет акт, который отправляется в управление железной дороги. Там акт рассматривают и принимают решение: казнить или миловать. По словам Людмилы Алексеевны, в последнее время чаще «казнят». Поэтому проводники говорят, что брать безбилетников и передачи не рискуют.

Вот только личный опыт заставляет усомниться в этом. Буквально перед тем, как сесть в поезд, я наблюдал, как пожилая женщина передала конверт проводнику уже движущегося поезда. Тот крикнул, что услуга эта будет стоить 10 гривен. Узнать, сколько денег можно заработать таким образом, мне не удалось в силу вполне понятной скрытности проводников.

А вот было время…

Многие проводники с ностальгией вспоминают времена Советского Союза. Работать тогда, по их словам, было интереснее и проще. Потому что люди были другие: никто не требовал кондиционеров, микроволновок и биотуалетов. Их просто-напросто не было. А сейчас москвичи, которые едут в Крым в новых комфортабельных российских вагонах, возвращаясь домой в украинских составах, требуют больше комфорта. А где его взять?

Да и знаменитости сейчас в поездах ездят реже. Из последних Людмила Алексеевна вспомнила актеров сериала «Ундина» и одного из участников телевизионного проекта «Дом-2». В советское время известные актеры и певцы ездили в Крым постоянно. Все они обычные люди, порой даже более воспитанные и скромные, чем рядовые пассажиры. Единственным исключением был Савелий Крамаров, который запомнился наглыми обещаниями дать девочкам автограф только в 12 ночи в своем купе.

Жизнь под стук колес

Но, несмотря на все сложности, профессия проводника остается одной из самых популярных на железной дороге. Людмила Алексеевна считает, что все дело в романтике дальних дорог. Молодежь тянется к путешествиям, новым впечатлениям и знакомствам. Все это они находят в профессии проводника.

Да и веселые ситуации происходят с завидной регулярностью. Был такой случай. Еще в далекие советские времена, когда постель стоила один рубль за комплект, в вагон села пожилая женщина, которая, похоже, первый раз путешествовала так далеко. Естественно, ей принесли постель. Когда бабушка узнала, что комплект белья стоит рубль, то попросила принести еще один. На вопрос зачем, она ответила, что по рублю возьмет домой парочку комплектов. Когда же ей объяснили, что постель домой не дадут, старушка и проводник долго смеялись над этой ситуацией.

С годами привыкаешь к жизни «в дороге». Многие проводники старшего поколения признаются, что дома не могут нормально заснуть - не хватает качки и стука колес.

К сожалению, руководство железной дороги не балует своих сотрудниц поздравлениями и подарками. Людмила Алексеевна надеется, что в ее юбилей (7 января ей исполняется 50 лет) большие начальники все же заметят простого человека, который отдал любимому делу 32 года жизни.

На вопрос, встречали ли проводники в дороге Новый год, все в один голос отвечают: «Встречали - и не раз». Обычно 31 декабря пассажиров мало - один-два человека на вагон. Поэтому празднуют всегда все вместе. Ведь люди хоть и разные, а дорога-то одна.

Профессиональные заболевания:

заболевания ног, вызванные постоянной нагрузкой;

сердечно-сосудистые;

на нервной почве;

гипертония.