Спасение лимана - национальный парк


31 Октября 2007 00:00

Добавить в:

В № 38 (от 19-25.09.2007 г.) «МВ» рассказали о критической ситуации, сложившейся на Молочном лимане. В результате его отделения от моря соленость воды резко возросла, гибнет рыба и другие его обитатели. Статья вызвала резонанс. Публикуем отклики.

Не «просто вода»

Еще в 1974 г. лиман объявлен заказником общегосударственного значения. В него вошла акватория самого водоема и его 20-метровая береговая зона. К лиману примыкают несколько заказников местного значения: «Тащенакский под», «Степановская коса» и др. Велика роль лимана в практической жизни местного населения (11 тыс. человек) и тысяч приезжих отдыхающих.

Чтобы сохранить лиман и рационально использовать все его ресурсы, нужно видеть его целостным природным комплексом, а не участками разных сельсоветов. Непонимание этого - причина нынешней критической ситуации.

На лимане встречается 274 вида птиц (до 250 тыс. особей!), 33 вида рыб (причем некоторые - пиленгас, камбала глосса и др. - нерестятся только здесь и в Сиваше), 700 видов растений, более 300 видов других живых организмов. Здесь обитают сотни видов растений и животных, внесенных в списки охраняемых как редкие и исчезающие. И хотя далеко не все обитающие здесь виды имеют прямое практическое значение (для рыболовства, охоты, отдыха), все это биологическое разнообразие необходимо для нормального существования лимана как природной экосистемы.

Нужна единая программа (план действий) по использованию и возобновлению ресурсов лимана. Ее могли бы создать специалисты НИИ биоразнообразия (НИИ БР) Мелитополь-ского педуниверситета. Тем более что существенные наработки уже есть. В них вложены средства Министерства охраны окружающей природной среды, облуправления природных ресурсов, ОАО «Запорожсталь», МГПУ.

А кто тут хозяин?

Немалые деньги, выделенные на научно-практические разработки, освоены, результаты (отчеты) переданы заказчикам. Почему же все это не претворяется в жизнь? Нерешенным остается главное: кто станет инициатором и координатором всего комплекса работ? В каком порядке и формате будут они вестись? Нужны единая управленческая структура, «хозяин».

По нашему глубокому убеждению, разрешение ситуации вокруг лимана возможно путем создания национального природного парка «Приазовский», научное обоснование которого подготовлено нами еще в 1998-2000 гг. Ключевой частью парка стал бы Молочный лиман. Создание такого парка предусмотрено и национальными, и областными программами, но они не реализуются.

Пора начинать!

Сейчас лиман лежит на территории Мелитопольского, Приазовского и Акимовского районов. Однако у местных советов, помимо него, множество забот, которые представляются им более значимыми. Поскольку в районе лимана не разграничены земли коммунальной и госсобственности, неясно, кто, собственно, на них хозяин. Ни один из заказников в районе лимана не имеет штата охраны. Она возложена на девять сельских и один поселковый совет, а также на главного пользователя - ООО «Сыны моря - Мотор-Сич». В связи с этим возникает проблема: закон не позволяет финансировать из госфондов частную структуру. А самостоятельные масштабные акции (например, реконструкция канала «лиман-море») «Сынам...» не под силу.

Государственный природный парк сможет привлекать госсредства на сохранение и управление лиманом. В целом создание парка позволит упорядочить использование лимана, сделать его цивилизованным, не приносящим ущерба окружающей среде, обеспечивающим возобновление ресурсов.

Включение лимана в состав национального парка не означает превращения его в заповедник. Земли парка будут зонированы: одни останутся в сельхозобороте, на других он будет ограничен, на третьих разрешена лишь охота и рыболовство, на четвертых - отдых и туризм и т. п. В природном парке предусмотрен свой штат работников, в том числе и охрана, главный кордон (на Степановской косе).

Надо браться всем миром

Конечно, создание нацпарка тормозит и отсутствие денег в областной казне. Значит, нужно добиваться финансовой поддержки Министерства охраны окружающей природной среды. Возможно, следует привлечь средства всех пользователей - лагерей и баз отдыха, Мелитопольское лесоохотничье хозяйство, общества охотников и рыболовов и т. п.

Полезным было бы создание постоянно действующей рабочей группы из представителей всех сторон, заинтересованных в использовании ресурсов и стабильном процветающем состоянии Молочного лимана. В конечном итоге, в этом заинтересованы все.

Иван АНОСОВ, ректор МГПУ, профессор;

Валерий СИОХИН, замдиректора НИИ БР, член-корреспондент Украинской экологической Академии наук;

Юрий АНДРУЩЕНКО, зам заведующего Азово-Черноморской орнитологической станцией;

Виктор ДЕМЧЕНКО, завотделом гидробиологии и ихтиологии НИИ БР;

Семен ВОЛОВНИК, доцент кафедры зоологии МГПУ.

Инспекция своих обязанностей не забывает

С декабря прошлого года контроль за соблюдением природоохранного законодательства на Молочном лимане передан государственной экологической инспекции Азовского моря (Мариуполь). Вот что сообщил редакции старший госинспектор охраны окружающей природной среды Владислав Рудыка. В 2007 г. в ходе рейдов на лимане зафиксировано 18 нарушений. Зафиксирован нанесенный природе ущерб на общую сумму почти 6230 грн. Изъято 29 орудий незаконного лова (сети и др.). Нарушители оштрафованы, документы на четырех из них переданы в прокуратуру для возбуждения уголовных дел.

Ситуацию может изменить другой хозяин

В 2006-2007 гг. инспекторы Государственной экологической инспекции контролировали мелиоративные работы по расчистке пролива между Молочным лиманом и Азовским морем. Ни разу (!) эти работы не соответствовали проектным нормам: пролив не делали нужной ширины и глубины. Более того, в апреле 2006 г. была выявлена незаконная продажа 1811 тонн песка. Это делалось под руководством Г. Алиева, учредителя АП ООО «Сыны моря - Мотор-Сич». Материалы были направлены в прокуратуру, но, несмотря на это, реализация песка продолжалась.

До сих пор «Сыны моря - Мотор-Сич» не имеют надлежащей техники для проведения соответствующих работ по расчистке пролива. Экскаватор «Драглайн» не в состоянии углублять дно вдоль всего гирла из-за отсутствия подъездных путей. Кредиторская задолженность и недоверие к ООО «Сыны моря - Мотор-Сич» не позволяют заключить соглашения с предприятиями, которые могли бы выполнить необходимые работы.

На наш взгляд, настойчивое желание Г. Алиева выполнять работы по расчистке гирла обусловлено лишь одним: стремлением получать на это бюджетные и другие средства, бесплатные квоты на изъятие водных живых ресурсов. При этом не имея ни технических, ни материальных возможностей на выполнение необходимых охранных работ.

По нашему глубокому убеждению, единственный выход из сложной ситуации - передача охранных обязанностей организации, которая способна была бы выполнять их, не дожидаясь бюджетных средств. Александр ПЕТРОВСКИЙ, начальник Государственной экологической инспекции Азовского моря (Киев).

Фото из архива Государственной экологической инспекции Азовского моря.


Версия для печати