От Эйгенфельда до Поляновки

Туда, где обещали лучшую жизнь

В начале XIX в. некогда безлюдные приазовские степи начали заполняться переселенцами, среди которых было много иностранных подданных. Спасаясь от голода, нищеты, национального и религиозного гнета, они ехали туда, где им обещали лучшую жизнь. А в приазовских степях им обещали немало.

Согласно манифесту Екатерины II, изданному еще в 1763 г. для привлечения иностранных переселенцев на неосвоенные земли, они освобождались от налогов на срок до 30 лет (те, кто селился в малонаселенных районах, - на срок от 5 до 18 лет), а также могли свободно исповедовать свою веру. Были и другие привилегии, очень важные для будущих переселенцев. Им предоставлялось общинное самоуправление, и подчинялись они не местным властям, а непосредственно престолу. Все земли, отведенные колонистам, передавались им навечно в наследственное владение и являлись собственностью общины, без ведома которой их нельзя было ни продать, ни передать.

Так в наших краях появились переселенцы из далекой Германии, основавшие свои колонии Дармштадт (теперь село Ромашки), Орлофф (Орлово), Мариенфельд (Марьевка), Арбайт-сталь (Золотая Долина), Александерфельд (Верховина) и Эйгенфельд (Поляновка). О последней из них, получившей статус волости (единицы самоуправления), и пойдет речь.

С размахом и немецкой тщательностью

Когда был основан Эйгенфельд - неизвестно, впервые это название упоминается в архивных документах в 1848 г. Тогда здесь жило всего 20 человек, скорее всего, это были члены одной семьи. Так как земля передавалась по наследству только младшему сыну, а детей в семьях было много, то рядом возникали новые села.

Строили колонисты с размахом и с типично немецкой тщательностью. Вдоль длинных (до трех километров), широких (от 30 до 80 метров шириной) и ровных, словно вычерченных под линейку, улиц тянулись чистенькие домики, утопавшие в акациях. Такую планировку в Поляновке можно увидеть на улице Центральной, где еще сохранились немецкие постройки начала прошлого века. С такой же тщательностью отмерялись и земельные участки: каждая усадьба имела размеры 40 на 120 метров, поэтому с высоты птичьего полета колония была похожа на шахматную доску.

В начале XX в. Эйгенфельд уже имел статус волости. Здесь находились начальная, мужская сельскохозяйственная и женская школы, больница, обслуживавшая несколько ок- рестных сел и церковь (кирха). Последняя представляла собой величественное сооружение в готическом стиле. Построили ее после несчастного случая: немецкая семья, ходившая в другое село крестить ребенка, погибла на обратном пути, переходя реку по льду. После этого община приняла решение о строительстве церкви. Кирха благополучно пережила и гражданскую, и Великую Отечественную войну, а в 50-е годы, во время очередной антирелигиозной кампании, была разрушена.

«...а что не милостивы к конокрадам, так и Боже ж ты мой!»

Рассказывая о немецких колонистах, нельзя не вспомнить об их трудолюбии, без которого их поселения никогда не смогли бы процветать. Вот какую характеристику давал в конце XIX в. старожил Павел Ермак соплеменникам эйгенфельдцев, жившим на реке Молочной: «…Народ они рабочий. Уже против немца старательней и аккуратней в работе нет. Недаром кацапня (великороссы), что приходят сюда на косовицу, говорят: немец хорошо за работу платит, но еще лучше заставляет работать! Вот они-то, бывало, и рассказывают, что у немцев так косят: один немец становится на первую ручку, другой на последнюю, а рабочие между ними. Это для того, чтобы от первого немца рабочие не отставали, а который отстанет, того задний немец и подгоняет своей косой. Немцы - народ очень честный, чужого ему не надо, но зато и за свое добро крепко стоит, а что не милостивы к конокрадам, так и Боже ж ты мой!»

Но ни порядочность, ни трудолюбие не помогли немцам остаться на этой земле. В 1941 г., как только началась война, их депортировали, а в 1945 г. бывшая немецкая колония Эйгенфельд была переименована в Поляновку.

День сегодняшний

Поляновка сегодня - это 218 дворов, 560 жителей. Акации, цветники, тротуары на центральной улице села остались в прошлом. О рачительных немцах-хозяевах здесь напоминают широкие улицы, добротные, с высокими потолками дома из красного кирпича, над которыми, кажется, и время не властно. Воспоминания старожилов о хорошей жизни в селе относятся к 1958-1979 гг. - периоду процветания колхоза-миллионера «Украина», в состав которого входили, кроме Поляновки, Новгородковка, Степное, Марьевка, Золотая Долина, Верховина. Добрым словом вспоминают сельчане председателя Павла Павловича Степаненко, при котором колхоз расцвел и превратился в успешное, стабильное сельхозпредприятие. В 1979 г. колхоз «Украина» разукрупнили. Поляновка, Золотая Долина, Марьевка вошли в состав колхоза «Золотая Долина», который в дальнейшем реорганизовывали, реорганизовывали…

Сегодня здесь - 12 арендаторов, 9 фермерских хозяйств, 69 человек индивидуально обрабатывают землю. Остальные поляновцы сдали в аренду свои земельные паи. По словам поляновского сельского головы Надежды Черентаевой, есть арендаторы, варварски относящиеся к земле. Но есть и те, кто соблюдает севообороты, вносит удобрения, поддерживает культуру земледелия на высоком уровне: ООО «Магистраль-Сервис», фермерские хозяйства «Степове-2001», «Квітневе», «Таврия», В. Игнатенко, Л. Кравченко, В. Якименко, М. Любенко, А. Кравченко, В. Горчуков, В. Лестев.

Где найти работу?

Содержать свинью и корову, сдавать молоко, получать аренду за пай - на этом далеко не уедешь. Нужна работа. А работать в Поляновке можно только в больнице, школе, клубе и на почте. Больше негде. Три магазина здесь частные. Где устроиться молодежи? Как жить? Вот и уезжают из Поляновки молодые. Как рассказала сельский голова, один парень вернулся из армии, создал здесь семью и, чтобы ее содержать, устроился работать на сырзавод в Акимовке. Встает пораньше, садится на велосипед и около десяти километров утром туда, вечером - обратно. Но это пока лето и тепло. А как он будет добираться на работу зимой или поздней осенью, когда грунтовая дорога станет непроходимой от грязи и слякоти? Много ли наездит?

Надежды на то, что можно работать в учхозе «Лазурное», не оправдались: хозяйство сегодня банкрот и реорганизуется. Сельская власть пыталась найти инвесторов, которые построили бы на территории Поляновского сельсовета пекарню, перерабатывающий заводик, - таких, кто хочет вкладывать деньги в Поляновку, не нашлось.

Сегодня на повестке дня сельского головы самое актуальное - провести в Поляновку воду и газ. За последние 5-6 лет отвыкли поляновцы от такого блага цивилизации, как вода из- под крана или водопроводной колонки. Как говорит Н. Черентаева, уже подрядчики сдали объект, довели воду до села, прохлорировали трубы до водонапорной башни, заключен договор с Западным групповым водоводом. Дело за малым: проверить и прочистить водопроводную систему в селе, чтобы начать подавать воду. Успехи в газификации не столь заметны: создан кооператив, есть смета, но нет средств для осуществления задуманного.

«Но ни вода, ни газ нас не спасут, если молодежи в Поляновке не останется», - замечает сельский голова. Раньше в селе был свой прекрасный детский сад. Сегодня от него одни руины остались - разобран по кирпичику на имущественные паи. Детишек возят в Лазурное в детсад «Солнышко». В Поляновскую школу тоже возят учащихся. В этом году из районного бюджета на эти цели выделено 15 тыс. грн.

Главное богатство – люди

Здание бывшего очага культуры - сельского клуба постигла та же участь, что и детского сада. Но благодаря таким творческим, неравнодушным людям, как заведующая клубом Людмила Николайчук, культурная жизнь в Поляновке не затихла. В 2006 г. клуб обосновался в неприспособленном для этого помещении - здании бывшего магазина-бара. При активном содействии сельского совета сейчас в нем делают ремонт, сооружают сцену. Здесь проводятся вечера «Кому за 30», конкурсы «Любовь с первого взгляда», «Мистер и Мисс Поляновка», дни села, праздники Ивана Купала и др. Работают разные кружки, которые с удовольствием посещают 30 поляновских мальчишек и девчонок. Здесь же занимается и гордость Поляновки - фольклорный ансамбль «Берегиня», которым руководит Л. Николайчук.

Самое главное богатство Поляновки сегодня - это ее люди. Такие, как акушерка Лидия Тимофеевна Кириченко, которая помогла появиться на свет еще мамам и папам нынешних поляновцев; медсестра Раиса Андреевна Кузнецова; директор школы Лариса Ивановна Рябик; вопреки солидному возрасту полная сил и энергии учитель-украиновед Любовь Григорьевна Мелащенко; научившая читать и писать почти всех поляновцев, марьинцев и долинцев учительница начальных классов Екатерина Павловна Гринь; уважаемая в селе семья Валентина Михайловича и Валентины Николаевны Кузнецовых и многие другие.

Редакция благодарит учителя истории Поляновской ООШ Нину Васильевну МАРЧЕНКО за предоставленную информацию.