Туризм на Мелитопольщине 80 лет назад

Походы по городу

Первый экскурсионный маршрут начинался в дверях Мелитопольского краеведческого музея, который в то время находился по улице Дзержинского. Здесь туристы могли посмотреть экспозиции по истории и природе края, взобраться на астрономическую башню, оснащенную двумя телескопами, а также посетить лабораторию и библиотеку. После знакомства с музеем их путь пролегал в такие места, куда современных экскурсантов ничем не заманишь. А именно – в клуб кустарей, типографию и переплетную мастерскую промкомбината. В клубе, который всего пару лет назад был еврейской синагогой, туристам предлагалось посмотреть на красивое фойе и театральный зал. В типографии можно было познакомиться с импортным оборудованием и ассортиментом продукции. Особым разнообразием он не отличался – афиши, бланки, канцелярские книги, каучуковые печати. А вот рынок сбыта был довольно широким: заказы на свою продукцию типография, которая в то время, как и сейчас, располагалась на углу улиц К. Маркса и Свердлова, получала не только в Мелитополе и соседних районах, но и в Харькове – тогдашней столице Украины.

После посещения типографии экскурсантам предлагали подняться вверх по улице Свердлова и посетить центральную библиотеку. В ее большом трехэтажном здании кроме традиционных абонементов располагались кабинет обслуживания малограмотных, передвижной фонд для колхозов и совхозов и даже читальный зал и филиал Всеукраинской Книжной палаты. «Останній відділ має величезне значіння, оскільки всі книжки, що виходять з друку на Україні, надсилаються і до Мелітопольської філії» - отмечал автор книги. Современным библиотекарям о таком «подарке судьбы» можно только мечтать – филиал Книжной палаты никаким Интернетом не заменишь…

Следующим туристическим объектом был Педагогический комбинат, располагавшийся в здании главного корпуса МГПУ. Это учебное заведение включало в себя институт социального воспитания, рабочий факультет и педагогический техникум. После него экскурсантов направляли на радиоузел и телефонную станцию, находившиеся на ул. Петровского, а затем к памятнику Ленину и во Дворец труда (теперь в этом здании церковь адвентистов по ул. Ленина).

Последними объектами на пути туристов были городской парк и 1-я советская больница (сейчас – горбольница № 1). Парку на момент выхода книги исполнилось всего лишь четыре года и вместо могучих деревьев, дающих хорошую тень, здесь были лишь недавно прижившиеся молодые деревца. В западной части парка туристам предлагали обратить внимание на братскую могилу, в которой были похоронены 26 коммунаров, убитых белогвардейцами в 1919 г. Эту могилу можно увидеть и сейчас – проходя по парку, взгляните на безымянный холм возле «русалочки».

Посетив больницу и посмотрев на расположенных в ее дворе каменных баб, туристы могли отдохнуть… до вечера. Вечер завершался культурной программой в городском саду, располагавшемся на нынешней улице Невского, на месте санатория-профилактория Моторного завода.

Еще один городской маршрут пролегал по мелитопольским промышленным предприятиям. Предполагалось, что фабрики и заводы Мелитополя туристы смогут осмотреть за три дня. Из перечня предприятий, включенных в маршрут, можно узнать, что производили в нашем городе в начале 30-х годов прошлого века.

Госмельница и маслобойный завод с крупорушкой снабжали горожан (и не только их) мукой, крупой и подсолнечным маслом, мясокомбинат – беконом. Хлеб выпекали на комбинате, находившемся на углу улиц К. Маркса и Свердлова. Фруктовые воды производил завод на углу улиц Дзержинского и К. Либкнехта (сейчас ул. Невского). Широкий ассортимент продукции выпускала артель «Красный партизан» - «фарби, мило, масло варене, колесну масть, дьоготь хемічний, рибій жир». Производством одежды и обуви занимались фабрики «Швейпром» и «Гигант».

Было в Мелитополе и такое экзотическое предприятие, как лозовое производство, располагавшееся по улице К. Маркса и выпускавшее мебель и изделия из лозы. Машиностроение было представлено заводом «Победа» (сейчас Моторный завод), выпускавшим нефтяные двигатели для рыболовецких судов. Его продукцией пользовались в разных уголках Союза: в Мурманске, Архангельске, на Дальнем Востоке, Кавказском побережье и Каспийском море. Кроме него, работал завод им. В. Воровского, производивший оборудование для хлебопекарных заводов и элеваторов и другую продукцию. Одним словом, тем, кто интересовался промышленным производством, в нашем городе было что посмотреть.

Маршруты, пережившие десятилетия

Поскольку под Мелитопольщиной долгое время подразумевали Мелитопольский округ, занимавший половину Запорожской и кусочек Херсонской областей, в путеводитель вошли маршруты и на более дальние расстояния – например, в Асканию-Нову и на Обиточную косу. Из достопримечательностей поближе можно было посетить Терпенье, Старобердянское лесничество, Алтагирь, Каменную Могилу, Кирилловку – одним словом, те места, куда и сейчас охотно едут на отдых. В тогдашнем Терпенье туристы могли увидеть то, что осталось от духоборческого сиротского сада (тополя и дуб), попробовать воду из местных источников, которых в то время было 13, а также понаблюдать за добычей известняка в карьерах и выжиганием извести. В госплемхозе «Аккермень» (ныне с. Заречное) можно было поглядеть на местную достопримечательность - корову «Мрію», которая поставила мировой рекорд по суточному удою молока. Это чудо племенной селекции весило 548 кг и давало 61,5 л молока в сутки. В Старобердянском лесничестве можно было не только погулять по лесу, но и узнать о его истории у старожила Л. Г. Семергея, жившего там более 50 лет. В Кирилловке на тот момент уже функционировало грязелечение, но индустрией развлечений, понятное дело, и не пахло.

А вот сервис в те времена, мягко говоря, хромал. Из Мелитополя в Терпенье можно было добраться только одной из крестьянских подвод, которые ехали с городского базара. Еще хуже была ситуация с питанием. Туристам, отправлявшимся по маршруту Мелитополь - Терпенье - Старобердянское лесничество, автор советовал запасаться продуктами на весь период экскурсии, «бо ні в Радгоспі, ні в Лісгоспі, дістати опріч окропу нічого не можна». Переночевать в случае плохой погоды экскурсанты могли либо в красном уголке лесничества, либо… прямо в лесу. Одним словом, тогдашние экскурсии были скорее туристическими походами на любителя и о всяких там «все включено» туристы могли только мечтать.