Пионерский паровоз

На этот вопрос читателя «Надежды» достаточно подробно ответили участники викторины «Салют пионерии», которую организовал Мелитопольский краеведческий музей 19 мая этого года. Вот что мы узнали благодаря их воспоминаниям, исследованиям.

От идеи до ее воплощения

Строительство детской железной дороги в городском парке имени Лазаря Кагановича началось в 1935 году. Задумали ее руководители горкома партии и комсомола, а также предприятий и активисты Мелитополя. Средства поступали от сверхплановых работ, проведенных концертов художественной самодеятельности и субботников. Шпалы, рельсы, другие материалы выделили мелитопольские железнодорожники.

Сначала были построены две станции: «Пионерская» (ныне гимназия №10), им. Павлика Морозова (южная часть стадиона). Затем были сооружены вагонное депо, слесарные мастерские (располагались они там, где сейчас проходит ул. Шмидта). Кольцевой путь протяженностью 2,5 - 3,2 км был проложен по периметру парка. К открытию дороги нарком путей сообщения Л. Каганович подарил ей паровоз И-32 дореволюционной постройки Коломенского завода (зав. №3365, 1905 год выпуска). По проекту Днепропетровского ВРЗ было построено шесть двухосных пассажирских вагонов. Точно таких же, какие использовались на Днепропетровской ДЖД.. Лучшие ученики городских школ зачислялись в юные железнодорожники. Для них местные железнодорожники организовали учебу.

Руководителем детской железной дороги был И. Марушенко, от учащихся работу детской железной дороги курировал Василий Суховей, начальником паровозной службы был назначен Василий Васютин.

Торжественное открытие состоялось 2 мая 1937 года (по другим данным - 6 сентября). У входа в парк выстроился живой коридор ребят с цветами в руках. На праздник приехали гости с двух детских железных дорог из Тбилиси, Днепропетровска, пришли тысячи мелитопольцев. Ворота парка были украшены гирляндами из хвои и цветов, вход преграждала красная ленточка.

В открытом лимузине черного цвета в окружении конной милиции подъехал Лазарь Каганович. Он, улыбаясь, приветствовал присутствующих. К высокому гостю подбежала девушка и повязала на шею красный галстук. Он поцеловал ее в щечку и, взяв ножницы, аккуратно перерезал ленточку. Заиграл духовой оркестр. Все направились к центральной аллее к станции им. Павлика Морозова. К перрону был подан состав. И тут в исполнении детского хора зазвучала песня «Пионерский паровоз», специально написанная к этому дню учеником первой школы Леонидом Шермейстером. (Он прославился в городе своими песнями о Мелитополе. Работал в ДК имени Шевченко, училище культуры, руководил хором «Фронтовичка», городской народной хоровой капеллой).

«Без поломки, без задержки
Сквозь метели и мороз
Пронесется с песней пионерской
Па-ро-воз».

Затем Лазарь Каганович, руководители города вместе с пионерами прокатились по железной дороге вокруг парка.

Исчезнувшая дорога

Детская железная дорога была точной, уменьшенной копией большой железной дороги. Небольшой паровоз (локомотив ИЛ-32) ходил по кольцу, таща за собой шесть вагонов. Здесь трудились 350 юных железнодорожников. Для них была пошита специальная форменная одежда, как летняя, так и зимняя.

В начале Великой Отечественной войны детскую железную дорогу закрыли. Затем оккупанты ее разрушили, а оборудование вывезли в Германию.

Кое-что, напоминающее о детской железной дороге, сохранилось в Мелитополе и сегодня. Например, уцелел вокзал станции Пионерская. В конце 1960-х - начале 1970-х над его одноэтажными боковыми крыльями надстроили второй этаж. Сейчас в этом здании размещается гимназия № 10. Если постараться, рядом можно еще найти остатки фундамента локомотивного депо. А вот от станции имени Павлика Морозова не осталось ничего. При строительстве улицы Шмидта часть парка, где находилась эта станция, была застроена.

После войны руководители горкома комсомола обращались в Запорожский обком партии ко второму секретарю Леониду Брежневу с ходатайством о восстановлении детской железной дороги. В ответ услышали: «Не время!» Оно для Мелитополя так никогда и не наступило. Зато в Запорожье в 1972 году открыли детскую железную дорогу. Для детей областного начальства ведь это гораздо удобнее. Не ехать же им за 100 км в Мелитополь! Но это уже совсем другая история.

Материалы о железной дороге предоставила научный сотрудник Мелитопольского краеведческого музея Любовь Алексеева.