«Зеленые легкие» Мелитопольщины. Старобердянскому лесничеству - 165 лет

Как все начиналось

История Старобердянского лесничества, или, как его тогда называли, Бердянской лесной плантации, началась в 1846 г. Идея посадить лес в степи пришла в голову сразу двум людям - Виктору Граффу и Иоганну Корнису. Первый был поручиком Корпуса лесничих - так называлось подразделение российской армии, которому подчинялись губернские лесные управления и лесные военно-учебные заведения. Опыт в разведении леса у Граффа уже был - он работал в лесничествах под Санкт-Петербургом, Казанью, в Крыму, а в 1843 г. заложил первый лес в степной Украине - Великоанадольское лесничество на территории современной Донецкой области. Побывав в меннонитских колониях, он встретился с И. Корнисом, который был, что называется, мастером на все руки. Выходец из бедной немецкой семьи, Корнис не смог получить даже школьного образования. Но когда вырос, восполнил пробелы в знаниях самостоятельно - причем настолько успешно, что Академия наук избрала его своим членом-корреспондентом. Он активно занимался не только разведением леса, но и сельским хозяйством, на чем и смог сколотить приличный капитал - в 1840-е годы его годовой доход составлял около 60 тыс. рублей. Увы, посмотреть на плоды своего труда Корнис так и не успел - он умер в 1848 г., всего через два года после основания лесничества.

При лесничестве сразу же организовали школу лесоводов и садоводов, в которую присылали мальчиков из окрестных сел. Ехали они без особого желания - разведение леса в степи представлялось крестьянам скорее барской выдумкой, чем полезным занятием. Воспитанникам школы давались 20-дневные отпуска для свидания с родными, но некоторые из них стремились «сбежать из лесу» насовсем. Так, например, в июне 1848 г. в лесничество пришло письмо «сверху», из окружного управления государственным имуществом, в котором сообщалось, что Мелитопольская сельская расправа (суд для государственных крестьян) всыпала мальчику из Большой Белозерки Матвею Мартыненко 19 ударов розгами за попытку побега. Бежали из лесничества и позже - в частности, за период с 1862 по 1867 гг. таких случаев было два. Бывало, что воспитанники умирали от болезней, например, от распространенной тогда малярии. Тем же, кто выжил и не сбежал, приходилось трудиться в поте лица.

Из докладной записки, отправленной заведующим лесничеством в управление государственного имущества в ноябре 1868 г., мы можем узнать, чем занимались «лесные школьники». Зимние месяцы они проводили за партами, а с начала марта вместе с практикантами и рабочими выходили в лес. Работы здесь было валом - нужно было прореживать густые заросли, собирать вредных гусениц, распахивать и засеивать огород, работать в питомнике. В мае появлялись новые заботы - кормление шелковичных червей, прополка, стрижка живых изгородей, распашка земли под посадку. Осенью воспитанники собирали семена деревьев, занимались обвязкой и обрезкой, а с наступлением холодов снова возвращались в классы.

Продолжение статьи читайте в «МВ» № 34 от 24-30.08.2011 г,