Об особенных детях замолвите слово

ИНКЛЮЗИВ: ИДЕЯ И РЕАЛИЗАЦИЯ

В последнее время активно стали говорить о том, что изменить отношение к инвалидам в нашем обществе можно с помощью ин-клюзивного образования детей. Что это такое? Инклюзивное образование - когда с дошкольного возраста вместе со здоровыми детьми учатся дети-инвалиды. А таких детей в Украине немало - около 150-170 тысяч. Правительством и Минобразования уже разработан и принят ряд нормативных документов, которые способствуют развитию инклюзии. Идея замечательная. Но с инклюзивным образованием у нас происходит, как в поговорке: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».

ПАНДУС ПРОБЛЕМЫ НЕ РЕШАЕТ

Модель инклюзивного образования предполагает соответствующую архитектурную адаптацию школы, специально подготовленных педагогов и их помощников, дефектологов, изменение отношения детей, родителей, администрации к самому процессу обучения «особых» детей.

- У нас есть общеобразовательные школы, где построили пандусы. И все. Въедет по такому пандусу на коляске ребенок с ДЦП, и что его ждет дальше в стенах этой школы? В массовых школах сейчас нет ни специальных кадров, ни методического, программного обеспечения, ни необходимой материальной базы для таких детей», - говорит и. о. заведующей КП «Запорожская областная психолого-медико-педагогическая консультация» Людмила Павлова.

С ней мы встретились во время работы консультации в Терпеньевской школе-интернате. Из своего многолетнего опыта Людмила Николаевна отметила, что когда приходится сравнивать детей с различными проблемами в развитии, которые обучаются в массовой школе и в специальном интернате, то интернатские ребята более развиты, адаптированы к жизни, большие труженики. А дети, которых по каким-то причинам, а чаще из-за сложившихся негативных стереотипов, родители оставляют в обычных школах, не получают коррекционной помощи, плохо усваивают программу, прогуливают. Если ребенок с проблемным развитием - меланхолик, то он становится изгоем в классе, замыкается в себе, боится всего; если холерик - то может озлобиться, стать агрессивным, заставляя страдать себя и окружающих детей, учителей…

Продолжение материала читайте в «МВ» № 39 от 29.09 - 5.10.2010 г.