ЧП районного масштаба

«Из телевизора повалил дым»

- Внезапно загудел электросчетчик. Как трактор. И лампочка вспыхнула необычно ярко. Я, как смогла быстро, выкрутила пробки, но было поздно - из телевизора повалил дым, - говорит Т. Дементьева.

Затем выяснилось, что сгорел и телефон. Оба бытовых прибора фирмы «Panasonic», не из дешевых.

- В моей квартире, - жалуется Татьяна Пшеничная из соседнего подъезда, - кроме телевизора и радиотелефона, тоже, кстати, японской фирмы, сгорел аквариумный компрессор.

В общем, всем, кто собрался вечером того дня возле одного из подъездов, а это человек 20, было о чем рассказать. В своих бедах жильцы обвиняли работников хозрасчетного предприятия № 4 (ХРП-4, то есть жэка - умудрился же кто-то так переименовать), которое обслуживает этот дом. По их мнению, электрики, которые производили в подвале профилактический ремонт щитовой станции, «что-то там перепутали», поэтому произошел скачок напряжения. В результате много единиц разной бытовой техники сгорело во втором, третьем, шестом подъездах. Ведь не барабашка же завелся в доме!

С неполадками в электросетях разбирался сантехник

Что именно «перепутали» специалисты ХРП, выяснить не удалось, поскольку электрик, который в это время вышел из подъезда, разговаривать ни с жильцами, ни с журналистом не захотел, а «экспрессом» прошел мимо. Мастер ЖЭКа, Вячеслав Порошенков (он, по его словам, специалист не по электричеству, а по сантехнике), пришел с электриком по поручению начальника ХРП Андрея Шегеды, по его словам, «обследовать квартиры на предмет изучения ситуации по электроэнергии», но никаких выводов делать не стал.

- Устанавливать причину происшествия должен энергетик ПЖРЭУ, - сказал он. - Я обследовал квартиры, переписал, что вышло из строя, где на счетчиках установлены «жучки».

Затем мастер все же высказал предположение, что авария произошла, по всей видимости, из-за скачка напряжения (чтобы такого не произошло, ставят стабилизатор напряжения электронный). А люди перед подъездом в растерянности спрашивали друг у друга, что теперь делать, кто возместит им убытки?

Нарушены права потребителей: что делать?

За ответами мы обратились в отдел по защите прав потребителей Мелитопольского гор-исполкома.

- Защитить свои права потребителям можно в суде. Для этого надо (и как можно быстрее) собрать пакет документов: паспорт сгоревшего изделия со штампом магазина, где оно приобреталось, заключение специалистов сервисного центра о причинах выхода изделия из строя и справку МГРЭС (Мелитопольского городского района электрических сетей), - разъясняет специалист отдела по защите прав потребителей Геннадий Просвиряков. - И затем подать индивидуальный иск в суд. Кстати, сейчас в подобной ситуации оказались около 20 человек одной из многоэтажек, обслуживаемых КП «ЖКХ-5». И, по моим данным, жилищная организация готова возместить людям ущерб, не доводя дело до судебного разбирательства.

P.S. В конце февраля этого года жертвами перепада напряжения оказались жители дома № 19 по ул. Фрунзе. Несколько раньше - жильцы одной из пятиэтажек на жилмассиве. В этом случае, по данным начальника отдела по защите прав потребителей Инны Павлюк, людям удалось добиться компенсации за нанесенный им ущерб.

А когда этот материал готовился к печати, в редакцию позвонила Виктория Ивановна, жительница дома № 14 по ул. Крупской. Полдома осталось без электричества, утверждает она, так как электрощит в подвале залило из прорвавшейся канализационной трубы. Как бы и в этом доме не повторилась «электрическая» авария.