Олег ЕМЦЕВ: «Я стоял у колыбели «Маски-шоу»
- Вы стали популярны как участник «Маски-шоу». Расскажите, как все начиналось.
- Я работал в Одесской филармонии первым мимом и стоял у истоков создания «Масок». Наш коллектив сначала назывался «Смехачи», а затем «Маски». Я даже был первым неформальным руководителем коллектива. Впоследствии Георгий Делиев стал лидером. А я вернулся из Парижа в группу как приходящий-уходящий. В это время уже была знаменитая тройка: Делиев, Барский, Комаров. Жорик, кстати, открыл в Одессе Дом клоуна. Когда я бывал в Одессе, всегда принимал участие в съемках телепрограммы «Масок».
- Откуда вы сейчас к нам приехали?
- Из Одессы. Там готовлю вечер-подарок. Это ностальгическое шоу французской традиционной пантомимы. А в Одессе у меня живут дочь, внуки, родители жены.
- А сами где живете и чем занимаетесь?
- Я со своей женой живу в Кракове уже более шести лет. Там у меня есть свой небольшой театр, который называется «На чемоданах». С артистами, которые работают в театре, я познакомился во время мастер-класса у Марселя Марсо. Он, можно сказать, отец современной пантомимы. Я учился в Париже в школе Этьена Декру, где работают его последователи, а также работал в международных круизных компаниях (Круизы по Волге) как актер-мим, комик. В мор-ских путешествиях повидал половину земного шара.
- Почему вы выбрали именно Краков?
- Когда-то мы были там на гастролях. Краковская эстрада предложила выступать. Мы познакомились со многими актерами, администраторами. Работали по контракту: приезжали, уезжали. А несколько лет назад предложили постоянную работу. И мы с женой решили поехать в Краков.
- А кто ваша жена?
- Моя жена Людмила - менеджер двух русских ресторанов: «Калинка» и «Вишневый сад». Там бывает много актеров, телевизионщиков.
- Где вы познакомились с Людмилой?
- Мы уже 36 лет вместе. А познакомились в Одессе. Она жила на Пересыпи, а я приходил к ним во двор играть в теннис. Потом мы встречались на танцах с 17 лет. А позднее, когда начались поездки, жена иногда ездила или летала вместе со мной на гастроли. Моя жена - умная женщина. Такое выдержать, конечно, сложно.
- А кто ваши дети?
- У меня одна дочка Инна, внуки София и Никита. Дочь окончила хореографическое училище, долгое время танцевала, а потом преподавала в разных модельных агентствах. Она также снималась в некоторых эпизодах «Масок». Сейчас Инна занимается только детьми. Она очень хорошая мама. Ее муж - капитан дальнего плавания.
- Давайте вернемся к детству. Вы родились в Мелитополе…
- Да, в Мелитополе. Моя мама работала в поликлинике. Я с 13 лет занимался в драматическом коллективе у Якова Кауфмана, который впоследствии стал ведущим режиссером Ленинградского мюзик-холла. Потом я уехал в Одессу. Ездил поступать в Москву. Но поступил в Одессе в театрально-техническое училище. А до этого учился в эстрадно-цирковой студии при Одесском цирке. Я вырос на опилках. И еще в то время хотел быть клоуном. Стоял в униформе и был занят в репризах с клоунами. Так начиналось мое приобщение к профессии. А потом приготовил номер, и меня сразу взяли на гастроли. Затем работал в варьете, а в 19 лет поехал на гастроли в Казахстан.
- Вы говорили, что были во Франции.
- Друг мне помог оформить визу в Париж. У нас там жили знакомые из Одессы. Мы хотели учиться в международной школе у Марсо, но для этого наша страна должна была заплатить деньги. Нам посоветовали школу Декру, где работают его последователи. Один урок тогда там стоил 50 франков. Мы несколько раз посетили уроки. Американец Стив, который работал в этой школе, узнав, что я из России, перестал брать с меня деньги. Там уважают русскую культуру. Но я учился и в других школах. Там есть такая практика, что актеры должны играть на улицах, импровизировать со зрителями. На улицах можно и деньги зарабатывать. Но если ты учишься в школе Марсо, то за это могут и выгнать. Я почти год прожил на Брайтон-Бич в Нью-Йорке. И там тоже неплохо. Везде хорошо, где нас нет. Работал в шоу. Я мог бы и остаться, но жена не захотела.
- Вы любите свою профессию, добились успеха. А о чем мечтали в детстве? Кем хотели стать?
- Сколько помню себя в детстве, я всегда мечтал стать клоуном, работать на сцене.
- Каким вам показался Мелитополь после Кракова?
- Меня волнуют вопросы культуры в городе. Мне кажется, что сейчас нет энтузиастов своего дела. Конечно, об этом грустно говорить. Я родился, вырос в Мелитополе, мне небезразлично, что здесь происходит. Сейчас проблема в интеллектуальном зрителе. Всем нужна попса. Те, кто курирует культуру, попали не по адресу, случайные люди. Раньше было движение, культуру делали и ориентировали на лучшие образцы. А сейчас, в данном конкретном случае, нам даже не смогли достать усилитель для выступления в программе Дня города. Только энтузиасты сдвинут дело с мертвой точки.
- А как с культурой в других городах?
- Есть свои проблемы. Краков - это уже Европа. Там есть маленькие театры, кабаре. В Одессе также люди ходят в театры, есть много самодеятельных театров. В Одессе культура на лето не умирает, как в Мелитополе.
- Вы добились в жизни того, о чем мечтали?
- Я иногда не знаю, чего в жизни нужно добиваться. И сейчас еще о многом мечтаю. Для меня очень важна и другая сторона. В этом году очень мало времени провел с внучкой, мало ездил на рыбалку… Хочу просто праздно шататься. Отдохнуть хочется! Не хотелось бы работать на праздничных вечеринках, зарабатывая деньги. Пантомима - это древнейшее искусство. У меня не пропало желание нести его людям.
Редакция благодарит директора телекомпании МКТ Александра Колчинского за помощь в подготовке материала.