Украина хочет, но не может, НАТО просто не хочет

Немного истории

После Второй мировой западные представители всячески заверяли Москву в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией, призывали советское руководство к сотрудничеству. 31 марта 1954 г. Советский Союз обратился в НАТО с просьбой принять его в эту организацию. Однако 7 мая США, Франция и Англия ответили СССР отказом: потому что «нереальная природа предложения не заслуживает обсуждения». В результате в противовес НАТО по инициативе СССР был подписан Варшавский договор. Позднее СССР повторил предложение о присоединении к НАТО в 1983 г. В присоединении было отказано.

Как создаются мифы...

Тогда, в далеком 83-м, мне было десять лет, поэтому куклы и сказки меня интересовали гораздо больше, чем проблемы взаимоотношений нашей великой ядерной державы с вражеским военным блоком. Но даже в том нежном возрасте мы, пионеры-ленинцы, благодаря неустанной работе партийных и комсомольских идеологов и регулярным политинформациям четко знали, что НАТО - заклятый враг советского государства и военный агрессор. Оспаривать эти формулировки не приходило в голову даже взрослым. С годами негативное отношение народа к Альянсу только крепло. Его отголоски слышны и доныне.

Не берусь судить о внешней государственной политике того времени, но, как мне представляется, могучая советская страна просто обиделась на НАТО за то, что просить о членстве в блоке пришлось дважды и оба раза безрезультатно. Вот вам и железный занавес, и холодная война, и гонка вооружений.

…и как развенчиваются

За четверть века много воды утекло. Нет на карте Советского Союза, нет пионерии с комсомолией, а НАТО есть! Более того, оно готовится отметить 60-летие. А некоторые республики СССР и страны бывшего соцлагеря, подписывавшие Варшавский договор, теперь являются членами Североатлантического альянса. Рвется в НАТО и Россия, и Украина мечтает оказаться в его объятьях. Только вот пока не берут... Но и не отказывают.

Зато НАТО охотно рассказывает о себе и даже показывает! Я тому свидетель, равно как и еще семь украинских журналистов, с которыми по протекции Посольства США в Украине мы нанесли двухдневный ознакомительный визит в Брюссель. В программу пребывания входило посещение штаб-квартиры НАТО и Штаба Верховного главнокомандующего Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе (SHAPE-ШЕЙП).

Среди представителей украинских СМИ были газетчики, радио- и тележурналисты из Киева, Львова, Херсона, Стаханова (Луганщина), Запорожья, Мелитополя. Как видите, юго-восток Украины был представлен сильнее. Это не удивительно. Лояльность западных регионов в отношении НАТО очевидна. А вот для большинства жителей юго-востока Альянс был и остается врагом и агрессором, так же, как Россия - старшим братом и спасательным кругом.

В том, что НАТО - друг, а не враг, нас пытались убедить все два дня, которые были перенасыщены встречами, брифингами, деловыми обедами и неформальными беседами с официальными лицами и военными чинами.

День первый: штаб-квартира НАТО, Брюссель

На территорию штаб-квартиры можно попасть только через пропускной пункт. Проверка документов и содержимого сумок на детекторе - почти такая же, как и в международном аэропорту. Строгий охранник, разглядывая мой паспорт и журналистские «корочки», удивленно спросил: неужели и я тоже журналистка? Услышав утвердительный ответ, галантно заметил, что в Украине красивые журналистки. Мелочь, а приятно!

Кстати, фотографировать на территории НАТО запрещено, но для нас сделали исключение. Нашу группу вверили заботам представителя миссии США в НАТО Миклоша Шабо. В прошлом кадровый офицер венгерской армии, он оказался очень приятным собеседником и заботливым опекуном. Он искренне делился своими впечатлениями о службе в родном отечестве и работе в НАТО. По его словам, венгры, не задумываясь, примкнули к Альянсу и (как бы нам этого ни хотелось! - Т. Т.) не пожалели о содеянном. Скорее, наоборот.

Штаб-квартира - это царство политиков и дипломатов. Несмотря на довольно плотный рабочий график, время на общение с простыми журналистами нашли весьма солидные персоны: представитель отдела публичной дипломатии НАТО Зольт Рабаи, второй зам генерального секретаря НАТО по вопросам сотрудничества и партнерства в обеспечении безопасности Роберт Симмонс, посол и постоянный представитель миссии США в НАТО Курт Волькер, заместитель главы миссии Украины в НАТО Владислав Яснюк, специальный представитель генсека НАТО по вопросам реформирования штаб-квартиры Мэтью Кидд, представители миссий Латвии, Венгрии и др.

Каждый в рамках своих полномочий рассказывал о направлениях международной деятельности организации, о роли тех или иных стран в формировании политической ситуации в мире, об обеспечении коллективной безопасности стран-членов. Поскольку одним из условий общения было анонимное цитирование, то все, о чем говорили дипломаты, можно обобщить в тезисы:

1. НАТО за последние годы сильно трансформировалось.

2. Основные вызовы: не только военная угроза, но терроризм, разработка химического и биологического оружия, кибератаки и экономические угрозы.

3. Базовые принципы организации не изменились с момента ее основания: любые решения принимаются исключительно на основе консенсуса и равноправия всех членов.

4. Двери организации открыты в обе стороны: в НАТО можно как войти, так и беспрепятственно выйти.

5. Доминирующая роль США в НАТО преувеличена.

Лично у меня не осталось и тени сомнения, что военно-политическим блоком «рулят» политики и дипломаты, а военные - всего лишь исполнители.

День второй: ШЕЙП, Монс

Штаб Верховного главнокомандующего расположен в небольшом местечке Монс, примерно в часе езды от Брюсселя. ШЕЙП - это военный городок. На площади 200 гектаров расположился не только штаб, но и жилые корпуса, школа, медчасть, клуб, спортивный комплекс, магазины, дьюти-фри. Здесь постоянно проживают офицеры-контрактники, представляющие вооруженные силы всех стран-членов НАТО, вместе со своими семьями. ШЕЙП - это, пожалуй, одно из немногих мест, где можно увидеть людей в самой разной военной форме.

Гидом нашей группы по Штабу Верховного главнокомандующего был подполковник польской армии Анджей Вятковский. Он показал нам «разрешенные» достопримечательности как самого штаба, так и городка, провел квалифицированную презентацию своего ведомства, организовал встречу с военными генералами и незабываемый обед в офицерском клубе. Вы не поверите, но после двух дней, проведенных среди англоговорящей публики, его польский воспринимался как родной. Правда, переходил на свой язык Анджей только в неофициальном общении (одно из условий службы в объединенных ВС НАТО - знание английского языка).

Отношения Украина - НАТО глазами обывателя

За два дня получить целостное представление о такой мощной международной организации, как НАТО, невозможно. Тем более что ни на один наш вопрос, касающийся отношений Украины и НАТО, мы не услышали ни одного конкретного ответа. Даже от украинского представителя! Да, в общем, это и не нужно.

От всего увиденного и особенно услышанного (а прослушали мы в общей сложности десятерых штатских и шестерых военных) у меня сложились следующие впечатления. НАТО Украине, безусловно, не враг. Но, к сожалению, пока не друг, не брат и даже не товарищ. Скорее сторонний наблюдатель. В членстве Украина заинтересована больше, чем сам Альянс. Натовские политики ведут с нашей страной очень тонкую игру: не отказывают прямо, но и принимать особо не спешат. Сначала они придумали для нас ПДЧ, теперь Национальный годовой план. И то, и другое в обозримом будущем для Украины, находящейся в полном экономическом и политическом шоке, боюсь, невыполнимо. В то же время я ни минуты не сомневаюсь, что, выполни мы эти условия, перед нами поставят новые недостижимые задачи.

По-моему, Россию ждет та же участь. Как и бывший СССР в 54-м и 83-м, мы с нашим восточным соседом не слишком желанные гости в большой европейской семье. Иначе как объяснить то, что венгры, румыны, поляки и прибалты давно имеют членство в ЕС и НАТО?

Путевые заметки

Наше первое знакомство с Брюсселем началось с аэропорта. Контраст с «Борисполем», из которого мы вылетали, разительный. У них все сделано для людей! Когда мы выходили из лифта, служащий подкатил к двери два инвалидных кресла на случай, если среди выходящих окажутся люди с ограниченными двигательными способностями. Парковки для инвалидов, пандусы, поручни, специально оборудованные кабинки в туалетах и многое другое, о чем нашим инвалидам (да и здоровым тоже!) приходится только мечтать.

Поскольку нам пришлось много колесить, то нельзя было не отметить исключительное состояние дорог. А разметка и дорожные знаки - это нечто. Наши автомобилисты просто обзавидовались бы.

Чистые улицы, ладненькие домики, ухоженные газоны, деревца в контейнерах прямо на тротуарах - никто не мусорит, не топчет, не крадет. Малютки-авто припаркованы плотно, но аккуратно. Здесь не встретишь джипы, как у нас: народ не понтуется, а экономит.

Были замечены бомжи, но исключительно в метро, причем на пристойных матрацах и под «веселенькими» цветастыми одеялами.

Видимо, все дело в людях. Европейцы вежливые, приветливые, открытые, тактичные. Даже не зная языка, чувствуешь себя защищенным и понятым.

Площадь, мальчик и девочка

Учитывая, что свободного времени у группы практически не было и охватить вниманием все достопримечательности Брюсселя нам бы все равно не удалось, мы решили сосредоточиться на главном. Программа-минимум сводилась к посещению Гранд-Пляс - центральной площади Брюсселя, Маннекен Пис и Яннеке Пис - Писающих мальчика и девочки соответственно.

Главную площадь Бельгии и одно из красивейших мест Европы мы нашли без затруднений. Она находилась буквально в нескольких сотнях метров от отеля «Краун Плаза», в котором мы поселились. Гранд-Пляс - это поистине сказочное место. Такое впечатление, что попадаешь в средневековье. Затейливая архитектура, величественные здания неописуемой красоты завораживают и просто потрясают воображение. На площади - сотни туристов из разных уголков мира. Много китайцев, индусов, арабов, чернокожих. Людей не пугает слякоть - они располагаются передохнуть прямо на брусчатке. А вечером городская ратуша и муниципальный музей расцвечиваются сотнями огней, делая зрелище просто нереальным.

Даже в унылое межсезонье Гранд-Пляс - нарядная красавица. Представляю, как она преображается летом, когда на праздник цветов ее буквально устилают живым ковром всех цветов радуги.

Еще одну визитную карточку Бельгии - Писающего мальчика - удалось отыскать сразу. Даже в сумерки у знаменитого фонтана толпятся фотоохотники. Несмотря на устоявшуюся традицию наряжать мальчика в разные национальные костюмчики, которые хранятся в муниципальном музее, Маннекен Пис, как и положено младенцу, писал голышом.

Сложнее дело обстояло с Писающей девочкой. Узкие мощеные улочки, которые лучами расходятся от площади во все стороны, буквально испещрены тупиками и закоулками, в одном из которых и притаилась шалунья. Даже те, кто уже бывал у забавного фонтанчика, не всегда находят его снова. Что уж и говорить о первопроходцах. Потратив более часа драгоценного времени (стремительно темнело), намотав десятки кругов у искомого места и изрядно повеселив местных рестораторов и зазывал, которые на вполне сносном русском бойко сыпали комплименты и приглашения поужинать, мы таки нашли Яннеке Пис. Она сидела за решеткой в неприличной позе, но, к сожалению, уже не писала.

Кстати, это не все справляющие нужду персонажи Брюсселя. Есть еще и Писающая собака, но в темноте нам так и не удалось ее повстречать.

Зато удалось запастись знаменитым бельгийским шоколадом, мелкими сувенирами и подарками. Кондитерские магазинчики и сувенирные лавки вокруг Гранд-Пляс, в отличие от магазинов, закрывающихся в 18.00, работают допоздна. Их витрины - порой просто произведения искусства.

Здравствуй, Родина!

В день отлета обычно хмурый и плаксивый Брюссель порадовал нас на прощанье ярким солнышком. В его лучах улицы и дома показались более нарядными и приветливыми. Но, увы, со сказкой пришлось проститься. Даже из иллюминатора «Боинга» город выглядел, как пестрое лоскутное одеяло, с изгибами рек и замысловатыми петлями автомагистралей.

Родной аэропорт встретил нас неопрятным туалетом. Наглые таксисты наперебой предлагали свои услуги, не давая протиснуться с потяжелевшим от гостинцев багажом к выходу. Вот мы и дома!