«Автоплан»: лотерея для доверчивых

Что обещают покупателям.

«Способ очутиться за рулем нового автомобиля, не выкладывая всей и даже какой-либо значительной части его стоимости сразу». Это цитата из публикации, расположенной на сайте «Автоплан». Что за ней? Обещание приобрести автомобиль в рассрочку на семь лет, рассчитываясь небольшими взносами - их размер зависит от стоимости машины. Плюс возможность (или необходимость?) одновременно выплачивать страховку на авто и за-страховать жизнь. Привлекает простота в оформлении договора: достаточно иметь с собой паспорт, идентификационный код и вступительный взнос в размере 3 проц. от стоимости автомобиля.

В чем суть системы

«Автоплан» объединяет людей, желающих приобрести автомобиль определенной марки, в закрытую группу. И фирма на полученные чистые взносы (которые идут непосредственно на автомобиль) покупает машины. Так что количество приобретений зависит от числа «игроков» в конкретной группе - как правило, в среднем набирается 170-190 человек. Они, можно сказать, сбрасываются, чтобы купить по очереди друг для друга автомобили. По принципу кассы взаимопомощи. Это означает, что большинству клиентов приходится подолгу ждать своей очереди. Кому - год-полтора. А самому невезучему - семь лет.

От чего еще зависит срок получения автомобиля? Во-первых, от притока средств: чем больше поступает денег от членов группы, тем больше можно приобрести автомобилей. Во-вторых, от взносов конкретного участника. Машину раньше других получает тот, кто больше внес денег. Для простоты подсчетов придумана балльная система. Один взнос - один балл. Наконец, есть ставка и на удачу. Если повезет, то ваш номер (если, конечно, вы написали соответствующее заявление) могут вытянуть в Киеве во время жеребьевки - на это направляется каждая третья приобретенная фирмой машина. Правила игры предусматривают также участие в аукционе. На нем автомобиль разыгрывается. И побеждает тот участник, который выразит готовность перечислить максимальную сумму.

Будем реалистами

Рассказ участника системы «Автоплан»:

- Я вступила в «Автоплан» в августе 2005 года. Автомобиль «Ланос» мне, по подсчетам, должен обойтись в 45900 грн. Внесла первый взнос в размере 1652,40 грн. Машину мне в салоне пообещали в течение двух месяцев, но и через полгода я ее не получила. Тогда увеличила ежемесячный взнос с 465 до 739,21 грн. Затем, чтобы вырваться вперед, я по рекомендации продавца внесла в общей сложности более 14 тыс. грн. Но автомобиль по-прежнему оставался мечтой. Представитель фирмы, выслушав мои претензии, посоветовал внести еще сразу 8 взносов. То есть 5913 грн. Но у меня нет таких денег!

А что, спросила я, если решу забрать деньги? Не тут-то было. Потребовали внести сумму, необходимую для покупки машины, полностью. Только в этом случае, мол, получите свои деньги назад. Предупредили: если в одностороннем порядке разорву соглашение, потеряю кругленькую сумму. А машина была нужна позарез. Тогда я взяла в банке кредит. Благодаря этому набрала 48 баллов и через 8 месяцев стала лидером в группе, а через 2 месяца получила долгожданную машину.

В плену у компании

Иногда клиенты устают от ожидания машины и решают забрать взносы. Но сделать это безболезненно можно лишь в течение семи дней после заключения сделки. Тогда даже вступительный взнос вернут. А вот если клиент передумает позднее, то потеряет не только вступительный, но и еще в виде штрафных санкций два взноса. Этого региональный директор ЗАО «AICE Украина» Ростислав Эрл не скрывал. Причем - внимание! - получит человек свои деньги только после закрытия группы, когда последний ее участник приобретет автомобиль. Нетрудно догадаться, когда это произойдет, если рассрочка дается на семь лет!

Бдительность еще никому не мешала

Все эти условия изложены в договоре, который предлагают подписать участникам системы. Но многие в документ не вчитываются. А продавцы-консультанты заинтересованы привлечь как можно больше желающих принять участие «в кооперации». От этого зависит их зарплата. Чего же удивляться, что они стараются не напугать клиента большим сроком ожидания. Впрочем, по оценке столичных юристов, договор составлен так, что комар носа не подточит. Естественно, фирма на этой системе, то есть на деньгах простых и жаждущих иметь свой автомобиль граждан, наваривает свой капитал. Ведь каждый из участников сверх стоимости автомобиля выкладывает более тысячи долларов (сумма зависит от стоимости машины), в том числе оплачивает так называемые административные нужды. Все это выливается в 4,2 процента годовых от стоимости машины. Что хорошо видно на примере.

Молодой человек в 2004 году заключил договор с фирмой о приобретении «Славуты». Цена авто новинки на тот момент была 17205 грн. В общей сложности за семь лет ему придется вы-платить 23961 грн. Машину он получил через полтора года после заключения контракта. С помощью жеребьевки. Повезло! Нужных баллов пришлось бы ждать еще несколько лет. Сначала клиент платил 178 грн. в месяц (не было денег, и ему сделали поблажку), затем - 288, после получения машины - 470,49 грн. Как распределяется эта сумма? Чистый взнос - 284,22 грн., страхование жизни - 13,96, административные затраты - 75,18 плюс НДС на них - 15,03, страхование автомобиля - 82,13.

По договору «Славута» становится залогом. И если у покупателя не окажется средств на очередной взнос, залогодержатель (фирма) заберет машину. Правда, о таких случаях пока неизвестно. И еще: размер взноса меняется в случае изменения цены на автомобиль.

Схема напоминает финансовую пирамиду?

У правоохранителей серьезных претензий к фирме не возникало. Но в центральной прессе (например, в газете «Коммерсант») уже были сообщения, что схема работы компании напоминает-таки пирамиду. К тому же финансовая деятельность таких компаний никем не контролируется. Нет в стране и закона, который регламентировал бы их деятельность. Но сегодня, утверждают правоохранители, никаких нарушений не обнаружено. Организаторов можно привлечь к ответственности лишь в случае, если после окончания работы группы не все получат обещанный товар. Однако в Польше деятельность таких компаний уже запретили. Зато в Аргентине и Бразилии (родине новшества) схемы работают как часы. Но жестко контролируются государством.

Остается добавить, что с 1998 г. (времени создания фирмы) участники системы получили, по информации, обнародованной на сайте «Автоплана», 20 тыс. автомобилей. Ежемесячно выдается 400 автомобилей. А клиентов у «АICЕ Украина», по словам президента Густаво Томасини, насчитывается более 80 тыс.