Истории строки. Год 1954-й

Горький привкус каравая

В начале 1954 г. партия решила резко «подтянуть» сельское хозяйство: и народ накормить, и экспорт зерна увеличить. Для этого выбрали самый легкий путь - распахать свыше 40 млн. га целинных земель, в основном в Казахстане. Но где взять сотни тысяч рабочих? Кого и чем можно привлечь в необжитые края? Конечно, молодежь! «Если партия скажет «надо», комсомол ответит «есть». По всей стране формировались целинные комсомольские отряды.

Грандиозное дело начали без особой подготовки - не строили дорог, зернохранилищ, жилья, ремонтной базы для техники, не готовили специалистов, не изучали местные природные условия, не подбирали подходящие сорта зерновых. На целину слали все производимые в стране тракторы и комбайны и другие виды моторизованной техники, как например, вилочный погрузчик (спецтехника имела важное значение в освоении нетрунутых земель) , сюда отправляли в командировки тысячи механизаторов, студентов, воинские части. Целине доставался каждый пятый рубль, вложенный в сельское хозяйство всего СССР.

В первые годы целина дала сказочный урожай. Правда, из-за огромных затрат себестоимость зерна была очень высокой, но ее никто не считал. Потом пришла пора разочарований. В неурожайные годы здесь собирали меньше зерна, чем сеяли. Настоящей бедой стали пыльные бури. Миллионы тонн плодородной земли уносились просто в небо. Но когда эпопея только начиналась, о всех возможных результатах не думали. Не было такой привычки, да и некогда!

2 марта газеты опубликовали постановление ЦК КПСС об освоении целины. Уже 6 марта 1954 г. в Запорожье, а оттуда на целину отбыла первая группа мелитопольских комсомольцев. Вы видите их на фото перед отъездом (на переднем плане слева направо): Борис Лавриш, Алексей Демиденко, Олег Бояршинов, Виктор Карпец, Юрий Юхненко.

Они влились в поток из сотен тысяч людей, который хлынул в Казахстан, на Южный Урал, в Западную Сибирь. И не их вина в том, что через десять лет Родина начала массовые закупки хлеба за рубежом.

Триста лет!

Может быть, главным событием в жизни страны в 1954 г. стало празднование 300-летия Переяславской рады. Праздновать решили в мае. Конечно, Переяславская рада состоялась в январе, но ведь нужно время, чтобы кампания набрала обороты!

Под рубрикой «В честь великого исторического события» местная газета стала помещать сообщения о весеннем севе, доставке навоза на поля, сборе металлолома школьниками... В музее выставили портрет Богдана Хмельницкого, макет Переяславской рады и образцы казацкого оружия. Главные события развернулись в 20-х числах мая: юбилейная сессия горсовета, колонны со знаменами, митинг на стадионе, концерты и т. п. В Доме культуры шло представление - опера «Запорожец за Дунаем». Вы не поверите: ее поставили силами мелитопольских любителей (интересно, под силу ли такое современной городской самодеятельности?).

Но все это были дела сиюминутные. А славную дату хотелось как-то увековечить, но при этом обойтись без грандиозных затрат. Если Москва дарит Украине Крым, если Киев переименовал к празднику город и целую область, то и мы кое-что можем! Так 14 мая на карте города произошли изменения.

Горисполком назвал огромный кусок улицы Воровского проспектом Богдана Хмельницкого. Заодно имя славного гетмана присвоили «скверу № 9», а одна из городских площадей и завод «Универсал» получили пышные титулы: «имени 300-летия воссоединения Украины с Россией». Горкоммунхоз обязали установить, где надо, таблички с новыми звучными именами.

Конечно, тогдашняя улица Воровского была мало похожа на проспект. Но потом вырос жилмассив, вдоль улицы поднялись ряды многоэтажек, заблестели витрины магазинов и кафе, а рядом шумел парк. Центр города переместился сюда, и сегодня никому не надо объяснять, где это - «на Богдана».

А вот остальные переименования, кажется, тихо умерли, не успев родиться. «Сквер № 9» расположен наискосок от бывшего кинотеатра «Украина» (в сквере сейчас стоит «межевой камень»). Ни своего имени, ни скамеек для отдыха в скверике сегодня нет. «Площадь имени 300-летия воссоединения Украины с Россией» - это «пятачок» улицы Ломоносова возле бывшей междугородной автостанции (ныне в ее здании разместился сервисный центр «АвтоЗАЗа»). Хоть сто табличек тут прилепи, но площадью это место назвать язык не поворачивается. Кстати, трудно выговорить и само длиннющее «имени трехсотлетия воссоединения…» и т. д., которое пытались дать этому месту в дни юбилея. Наверное, потому же не «приросло» оно и к заводу, теперь это «Гидромаш». Хотя, конечно, интересно: может, официально эти имена никто и не снимал? Интересно бы смотрелись в нынешних условиях таблички насчет «воссоединения Украины с Россией»...

Использованы фотографии из фондов Мелитопольского краеведческого музея и документы Государственного архива Запорожской области.

Хотите дополнить рассказ о тех годах? Позвоните нам: 42-21-93.