100 лет моторному заводу. «В одиночку сегодня выжить невозможно»

- Насколько болезненным для вашего предприятия стало вступление Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО)?

- Одно из условий вступления в ВТО - снижение ввозной пошлины на автомобили с 25 проц. до 10 проц. Условие было выполнено. Произошел обвал цен на автомобильном рынке. Все, кто ввозил импортные автомобили известных марок, естественно, снизили их стоимость - от 6 тыс. до 30 тыс. грн. Цены на украинские автомобили остались прежними. Безусловно, снижение ввозной пошлины было неизбежным. Но ведь нужно было все делать поэтапно - тогда и наш путь в ВТО стал бы менее болезненным.

Мы были вынуждены пересмотреть объемы производства и, как следствие, сократить более 300 человек. Сейчас на заводе работают 2500 человек четыре дня в неделю. Под сокращение попали в первую очередь пенсионеры, причем не те, возраст которых только перевалил за пенсионный. Сокращались не рядовые рабочие, а ИТР, а также работники вспомогательных служб. Мы значительно уменьшили управленческую часть: еще два года назад у нас количество управленцев к общему числу рабочих составляло 25 проц., сегодня - 18 проц. У руководящего состава предприятия, в том числе и директора, даже водителей нет - сами за рулем. Но, к сожалению, ни недавним сокращением рабочей недели, ни сокращением численности работающих ограничиться не получится.

- Удастся ли предприятию выйти из этой кризисной ситуации?

- Для моторного завода снижение объемов до 40 тыс. двигателей - это еще не трагедия. Да, это значительный спад производства, но, к примеру, в 1994-1997 гг. было хуже: не было ни работы, ни зарплаты. Мы доказали, что умеем справляться с трудностями, справимся с ними и сейчас. У руководства «УкрАвто», ЗАО «ЗАЗ» есть планы по развитию нашего предприятия. Есть несколько их направлений, причем не только по производству автомобильной техники. Безусловно, все проекты требуют больших капиталовложений. Но деньги любят «тишину», то есть стабильную экономическую и политическую ситуацию. То, что происходит сейчас в парламенте, правительстве, в окружении президента, не прибавляет желающих инвестировать в украинские предприятия. В одиночку сегодня выжить невозможно.

- Что будет с «Таврией» и «Славутой»?

- «Таврию» и «Славуту» производим для Министерства труда и социальной политики. Однако машин выпускается мало, что обусловливает их высокую себестоимость. Поэтому основной упор в производстве мы делаем не на «Таврию», а на «Sens». 1000 таких машин с нашими силовыми агрегатами ежемесячно отправляется в Россию. Недавно в Москве прошел автосалон, на котором был представлен Gps мониторинг автомобилей, а также автомобиль «Lanos» с двигателем нашего завода. Двигатель с новыми опциями для «Lanos» и «Sens» - главная задача предприятия.

От «горбатого»до «Ланоса»
19 сентября мелитопольское предприятие «АвтоЗАЗ-Мотор» отметило 100-летний юбилей. А 50 лет тому назад на моторном заводе началось, наверное, самое главное в истории завода производство двигателя к автомобилю «Запорожец». Весь его модельный ряд был представлен в день юбилея на площади Победы. Празднование пришлось на будний день, поэтому возле ДК им Т. Шевченко собрались в основном нынешние моторостроители и ветераны завода. Несмотря на холодную погоду, их порадовали своими выступлениями самодеятельные коллективы города.

Официальная часть праздника прошла в ДК. Врио главы Запорожской обладминистрации Александр Старух вручил грамоты и памятные знаки лучшим работникам завода. Председатель правления ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор» Владимир Горбань в день юбилея стал заслуженным автомобилестроителем. В подарок от «АвтоЗАЗа» моторный получил автобус.

Публике представили «Lanos» с двигателем «Chery»
ЗАО «Запорожский автомобильный завод» представило 12 сентября на автосалоне в Москве автомобиль «Lanos» с китайским двигателем «Chery» 1,5 л, мощностью 106 л. с. Оснащение автомобиля новым мотором проходит в рамках программы, основной целью которой является сделать «Lanos» «народным» автомобилем, сообщил журналистам заместитель главы правления корпорации «УкрАвто» по производству Олег Папашев. Как передает «ЛІГАБізнесiнформ», новый двигатель, по словам О. Папашева, отвечает всем необходимым требованиям и «очень удачен по цене». В свою очередь замглавы правления корпорации «УкрАвто» по продаже автомобилей и развитию дилерской сети Вячеслав Поврозник сообщил, что стоимость «Lanos» с двигателем «Chery» будет равна стоимости автомобиля «Sens» с 75-сильным мотором мелитопольского завода.
Сбои в работе моторного завода оборачиваются потерями для городского бюджета
Как очень тревожную оценивает ситуацию на моторном заводе первый вице-мэр Мелитополя Александр РЫЖКОВ.

- Здесь работает самый большой отряд рабочих и служащих - 2,5 тыс. человек. Полтора месяца назад произошло существенное сокращение кадров - более чем на 300 человек. Сейчас ожидаются новое сокращение и переход с 1 октября на трехдневный режим работы. Беда в том, что наш силовой агрегат получается дороже такого же импортного.

Но все равно катастрофы, подобной пережитой в 1997 г., не будет. Тогда выпуск упал до 1300 силовых агрегатов. Сейчас - до 40 тыс. (с 57 тыс. в 2004 г.). Завод выстоит, о его закрытии речь не идет. Продолжаются поиски выхода из кризиса. Остается спрос на двигатели для «Славуты» с ручным управлением (для инвалидов). Заказы поступают из Казахстана, Белоруссии, России и, конечно, Украины.

Но нынешняя ситуация грозит серьезными потерями для города. 10 проц. поступлений в казну приходилось на ХРП «АвтоЗАЗ-Мотор». Сейчас вклад предприятия в бюджет заметно снизился и продолжает падать.