Обломки Боинга падают на Россию: Обзор прессы РФ

Добавить новость


21 Июля 2014 11:30 | Автор: Наталья СЕВЕРОВА, по материалам интернет-изданий | Просмотров: 671 

Фактор "Боинга"

На вечер воскресенья по-прежнему не было известно, кто несет ответственность за сбитый над контролируемой ополченцами территорией на востоке Украины малайзийский Boeing 777, пишет "Независимая газета".

"Запад поспешил обвинить в крушении пассажирского самолета Россию. Окончательную ясность в этом вопросе внесут результаты независимого расследования под эгидой Международной организации гражданской авиации (ИКАО)", - полагает издание.

По мнению западных наблюдателей, опрошенных газетой, трагедия с МН17 кардинальным образом меняет структуру конфликта, бушующего не первый месяц на востоке Украины. Это уже не внутренний украинский конфликт, а настоящая война между Киевом и поддерживаемыми Россией силами.

"И можно не сомневаться, что усилятся голоса тех, кто выступает за широкомасштабные санкции против России, хотя до сих пор европейские лидеры старались избегать дальнейшей конфронтации с Москвой", - подводит итог "Независимая газета".

С вопросом, можно ли просчитать последствия трагедии для отношений Москвы с Западом, издание обратилось к руководителю Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, академику РАН Алексею Арбатову.

"Основных вариантов три, – ответил газете эксперт. – Если выяснится, что самолет сбили ополченцы с помощью ЗРК "Бук", который был получен ими от России, то следует ожидать новой волны жестких санкций против России. На этот раз к ним присоединится Евросоюз".

Если вопросы, заданные замминистра обороны Анатолием Антоновым, поставят Киев в щекотливое положение, то следует ожидать изменения позиции Запада в сторону меньшего нажима на Москву и гораздо большего воздействия на Киев, предполагает Арбатов.

"Наконец, третий вариант. Если ИКАО придет к выводу, что точно установить причину крушения нельзя и дело крайне запутанное, то все равно следует ожидать ухудшения отношений Запада с Россией", – отметил эксперт в комментарии "Независимой газете".

"В отсутствие ясных заключений со стороны комиссии Запад будет склонен принять сторону Киева, а не сторону Москвы. Тяжелых секторальных санкций не будет, но раскол между Россией и Западом будет углубляться", - прогнозирует Арбатов.

Как бы то ни было, эксперт убежден, что торопить комиссию ИКАО с расследованием нельзя. Главное, чтобы ни одна из сторон не оказывала давление на комиссию. В беспристрастном расследовании Россия должна быть заинтересована больше всех других.

Ситуация вокруг сбитого в Украине малайзийского Boeing 777становится ключевым фактором мировой политики, утверждает "Коммерсант". От того, как пройдет расследование, зависит не только установление виновных, но и будущее отношений России и Запада, полагает издание.

Таким образом, основные надежды РФ могут быть связаны именно с проведением независимого расследования трагедии, результаты которого были бы приняты в мире, добавляет газета.

"Даже выводы ИКАО не поставят точку в этом споре, - заявил "Коммерсанту" директор Института стратегических оценок Сергей Ознобищев.- Очевидно, что несогласная с этими выводами сторона или стороны бросятся оспаривать эти заключения. При этом давление Запада на Россию в любом случае будет нарастать".

После гибели малайзийского Боинга российско-украинское противостояние перестало быть локальным сюжетом, став фактором международной публичной политики, подчеркивают "Ведомости" в редакционном комментарии.

"До недавнего времени лидеры континентальной Европы выступали гораздо сдержаннее, чем американцы и британцы. Но трагедия с самолетом заставляет европейцев быть откровеннее", - отмечает газета.

По мнению издания, России необходимо начать восстанавливать доверие в отношениях с Европой. Внимание всего мира сосредоточено на расследовании, которое, по сути, так и не началось.

"От России здесь многое зависит. Промедление и проблемы с доступом к месту крушения воспринимаются в мире как попытки что-то скрыть", - подводят итог "Ведомости".

Москва ответит за ракету

Европейский союз вслед за США готовится ужесточить санкции против России. Дополнительным поводом для этого стала авиакатастрофа в Украине, утверждают "Ведомости".

Лидеры Германии, Великобритании и Франции призвали президента России Владимира Путина повлиять на пророссийских сепаратистов, чтобы они предоставили международным экспертам полный доступ к месту крушения Boeing 777.

Если этого не произойдет, против России могут быть приняты дополнительные меры уже на этой неделе, говорится в заявлении канцлера Германии Ангелы Меркель, премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона и президента Франции Франсуа Олланда.

"Судя по этим заявлениям, что бы Россия сейчас ни сделала, это будет расценено как недостаточное для выхода из кризиса, хотя Москва и не обладает полным контролем над тем, что происходит на востоке Украины", - говорит изданию председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов.

Со стороны США, Великобритании и стран Восточной Европы сейчас будет делаться все для того, чтобы использовать трагедию как повод для введения Евросоюзом третьего пакета санкций против России, прогнозирует в комментарии "Ведомостям" Лукьянов.

Москве, считает эксперт, нужно сделать все для непредвзятого расследования, хотя даже в случае доказательства непричастности России переубедить западный мир в этом будет сложно.

По мнению политолога Алексея Макаркина, крушение самолета снова перевело ситуацию в непрогнозируемую, как это было перед присоединением Крыма.

По данным "Новых Известий", 22 июля главы МИД стран ЕС будут обсуждать крушение лайнера под Донецком и ход подготовки санкций.

Очевидно, что больше всего от санкций пострадает финансовая сфера российской экономики, утверждает газета. На фоне произошедшей катастрофы российский фондовый рынок в пятницу закрылся на минимальных значениях за два прошедших месяца.

"ЕС вряд ли решится на обострение отношений с Россией и введение секторальных санкций - для этого должны быть очень веские основания, такие, как введение российских войск на территорию Донбасса", - говорит изданию старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков.

"Без прямой военной поддержки России украинские повстанцы обречены на поражение. Сейчас как раз и приближается некий момент истины. Если Россия решится на прямую военную поддержку, то ЕС будет вынужден ввести жесткие санкции", - поясняет "Новым Известиям" эксперт.

"Что касается крушения малайзийского самолета, то я бы сравнил этот эпизод с падением корейского "Боинга", который в 1983 году был сбит советскими военными, - санкций за этим не последовало, однако отношение к стране в мире резко ухудшилось", - подводит итог Жаворонков.

Преподаватель Института экономики естественных монополий РАН-ХиГС Владислав Гинько также считает, что трагедия с лайнером не будет поводом для введения секторальных санкций со стороны ЕС.

"В Европе сейчас выработана единая позиция между всеми странами, которая гласит, что деловые интересы европейцев из-за конфликта на Украине не должны пострадать. Грубо говоря, зимой ЕС не должна замерзнуть", - пояснил он "Новым Известиям".

"Но США готовы воспользоваться любой причиной, чтобы ввести в отношении РФ секторальные санкции, и склоняют к этому Европу, - заявляет эксперт изданию. - Даже если ЕС пойдет на ужесточение санкций, то полностью копировать США они не будут, так как им важно сохранить лицо".

По мнению специалистов, в ближайшие дни можно ждать некоторого падения российских индексов и курса рубля на неблагоприятном внешнеполитическом фоне. Но финансовые рынки России в целом защищены от падения высокими мировыми ценами на нефть.

Сошла с "платформы"

Председатель "Гражданской платформы" (ГП) Ирина Прохорова объявила о сложении полномочий из-за того, что партия официально поддержала присоединение Крыма, пишет "Независимая газета".

Иначе ей грозил бы раскол, ведь региональные отделения ясно дали понять центру, что избиратели поддерживают это решение власти, объясняет издание.

В ближайшие два месяца ГП предстоит выбрать нового председателя – им может снова стать и основатель партии Михаил Прохоров, и глава федерального политического комитета Рифат Шайхутдинов, и лидер московского отделения Михаил Вышегородцев.

Политолог Алексей Макаркин в комментарии "Новым Известиям" называет озвученную причину ухода Ирины Прохоровой лишь одним из поводов: "Более серьезные мотивы лежат глубже".

"В последнее время интерес к партии у Михаила Прохорова снизился. Следовательно, у него остается все меньше и меньше стимулов финансово вкладываться в организацию, от которой он стремится дистанцироваться, - поясняет эксперт газете.

"А многие политики, в том числе и бывшие единороссы, шли в "Гражданскую платформу" как в партию олигарха в надежде на денежную поддержку своих избирательных кампаний", - напоминает Макаркин изданию.

"Ирина Прохорова не может удовлетворить этих запросов региональных отделений. Она эффективный культурный деятель, известный общественник, но не политик. Партийная работа ее тяготит", - уверен эксперт.

"Присутствие Прохоровой в партии в последнее время принесло только негатив: она занималась правозащитной деятельностью и либеральной политикой", - поясняет "Ведомостям" эксперт близкого Кремлю фонда ИСЭПИ Александр Пожалов.

Это усиливает опасения, что семья Прохоровых в целом решила уйти из политики, продолжает он: многие сторонники партии находились в ней только из-за этих двух фигур.

"Хотя на самом деле конец "Гражданской платформы" как партии Прохорова произошел намного раньше - когда сам Прохоров вышел из ее руководящих органов, - заявляет изданию Пожалов. - В этом смысле отставка Прохоровой - это скорее символический жест, знаменующий окончание процесса".

Политика представляла интерес для Прохорова, но довольно быстро он понял, что это не его, говорит изданию политолог Дмитрий Абзалов. О ликвидации проекта речь не идет: партия переведена в "спящий режим", но может быть активизирована к парламентским выборам.

Источник: Русская служба Би-би-си

 
 


 

Версия для печати
Loading...

Теги: боинг