Из Чернобыльской зоны отчуждения тоннами крадут радиоактивный металл

Добавить новость


4 Февраля 2014 08:16 | Автор: Наталья СЕВЕРОВА, по материалам интернет-изданий | Просмотров: 810 

Украинцы пытаются заработать, вывозя металл из Чернобыльской зоны отчуждения. Часть грузов задерживают во время проверки на КПП. Однако железо все равно попадает за территорию зоны, передает Сегодня.

Например, в конце 2013 года в Киеве обнаружили 5 тонн металлических труб с высоким уровнем радиации. "Превышение идет на порядок. Если допустимый уровень 30 микрорентген, то в данном случае мы получили 230 микрорентген в час", - рассказала Ольга Шаюк, инженер Киевского областного лабораторного центра Госсанэпидслужбы Украины.

Милиционеры не сомневаются: трубы - из Чернобыльской зоны отчуждения. "Визуально видно, что трубы чернобыльского происхождения. Имеют бета-загрязненность, гамма, трубы прошли предварительную дезактивацию", - заявил Владимир Щука, начальник цеха ГСП "Централизованное предприятие по обращению с радиоактивными отходами". Осталось выяснить, кто и как вывез машину труб из режимного объекта.

Контрольно-пропускной пункт "Дитятки" - главные ворота Чернобыльской зоны отчуждения. "В общем у нас на территории зоны отчуждения есть 14 КПП. В среднем, в сутки в охране зоны по периметру и КПП задействовано 75 человек", - рассказал Василий Рябошенко, заместитель начальника отдела зоны ЧАЭС ГУ МВД Украины.

Охранная территория - это 392 км колючей проволоки общей площадью 2600 километров квадратных. Это равноценно территории Люксембурга. Наивно думать, что в зоне царит мертвая тишина. "За неделю заезжает около 9000 единиц автотранспорта. Работники осуществляют обзор этих транспортных средств, проверяют документы, удостоверяющие личность, пропуска, на основании которых им разрешается заезжать в зону", - объяснил Рябошенко.

При выезде контроль не менее серьезный. Здесь стоят сверхмощные дозиметры. А еще есть ручные приборы. Проверяют каждый уголок машины. На все, что вывозится, нужно иметь документ. Такой контроль, уверяют правоохранители, сложно обмануть. "На КПП были случаи, когда люди пытались скрывать груз под автомобилем, в багажнике, на заднем сидении вывозили металлолом за пределы зоны отчуждения. Были даже случаи с сотрудниками, работающими в зоне отчуждения, которые пытались вывезти груз через КПП", - сказал Рябошенко.

Подзарабатывают на чернобыльском железе, прежде всего жители близлежащих районов. С начала 2013 года за подобные преступления открыли 68 уголовных дел. "В основном люди проникают летом. На велосипедах, на лошадях, на автомобилях. Люди намеренно ломают ограду. На сегодняшний день пытались вывезти около 5 тонн черного металлолома. Цветного - около 4 тонн", - заявил заместитель начальника отдела зоны ЧАЭС ГУ МВД Украины.

Олег Бондаренко, член Нацкомиссии по радиационной защите населения, на протяжении 6 лет руководил Чернобыльским радиоэкологическим центром. Эксперт предполагает, что опасный металл на киевский склад доставили не бедные жители Иванковского района, ведь 5 тонн на подводе не вывезти. "Я уверен, что организационно все построено очень хорошо. Все документы есть, приборы есть", - сказал Бондаренко.

Отметим, что металл из зоны отчуждения действительно вывозят. Но не загрязненный. Процесс называется дезактивация - это когда из железа, которое фонит, делают чистое. "Цифры такие: за 2012 было вывезено около 4 тысяч тонн. И за 2013 - около 3,5 тысяч тонн", - заявил Сергей Бирюк, заведующий сектором по вопросам режима Государственного агентства Украины по управлению зоной отчуждения. Все, что нельзя "отмыть" - подлежит захоронению.

Юрий Рейхман, заместитель директора ГСП "Централизованное предприятие по обращению с радиоактивными отходами", в зоне работает с середины 90-х. Говорит, были времена, когда Чернобыль напоминал настоящее кладбище техники.

"Здесь было 3 или 4 места, где располагалась техника. Тысячи единиц стояло. Сейчас все это или деактивировано, или скрыто под землей. На дно укладывается изолирующий слой, который не дает возможности радиоактивным отходам проникать вниз, и подземным водам подтапливать радиоактивные отходы. Потом опять эта траншея сверху: замок делается", - рассказал он.

На территорию пункта захоронения радиоактивных отходов Буряковка заезжает с десяток автомобилей. Привезли радиоактивные отходы. Они плотно закрыты. Если хотя бы маленькая частица упадет на землю - будет ЧП. "Здесь очень жесткий контроль и подход к захоронению. Каждая партия, которая сюда приезжает, имеет свой паспорт, где четко указан радиоактивный состав. Здесь радиоактивные отходы взвешиваются, и это все строго ставится на учет", - объяснил Юрий Рейхман.

На территории зоны металлолома почти не осталось. Но до сих пор стоит ЧАЭС - железное эльдорадо. Эксперты подсчитали: если станцию разобрать, будет миллион тонн металла.

Заместитель гендиректора ЧАЭС Валерий Сейда подтверждает, обнаруженные в Киеве трубы - их. "Да, вывозится загрязненное из зоны, но это не значит, что этим занимается кто-то целенаправленно. Вернее, кто-то занимается целенаправленно, но с другими целями. Но это не наше предприятие", - заявил Сейда.

Он предполагает, что со станции изделия вывезли не в этом году. Но даже не догадывается, когда и при каких условиях трубы могли пропасть. "Да, в прошлые годы были случаи, когда мы передавали старые трубы, их вывозили на захоронение, дальнейшую их судьбу мы не знаем. Мы их передали на захоронение. Был случай воровства. Воры были найдены, а трубы извлечены, но их судьбу опять-таки мы тоже не знаем", - рассказал Сейда.

По словам замдиректора, это значит, что металл или не доехал до пункта захоронения, или украли вещественное доказательства по делу. Последнее - более вероятно. Потому что трубы с киевского склада по заключению специалистов не настолько загрязнены, чтобы их хоронить. В столичной милиции дело пока идет, следствие не комментируют, но одно известно наверняка - виновным грозит до 15 лет тюрьмы.

 
 


 

Версия для печати
Loading...

Теги: Чернобыльская трагедия, ЧАЭС, радиация, кража