Сможет ли ГАИ штрафовать нарушителей ПДД по фотографии?

Переглядів: 1467

15 січня 2014 12:48

Сможет ли ГАИ штрафовать нарушителей ПДД по фотографии? фото

Госавтоинспекция планирует потратить на закупку стационарных систем фото- видеофиксации нарушений правил дорожного движения порядка 200 млн грн. В Киеве уже тестируют систему автоматической фиксации нарушений. Подобные системы должны появиться во всех крупных городах Украины и на ключевых магистралях. Скорее всего, системы автофиксации нарушений ПДД разместят на местах с повышенным уровнем аварийности, пишет ЛIГАБiзнесIнформ.

"Скорее всего, будут устанавливать в местах в зависимости от условий дорожной обстановки, например: перекрести с несинхронными светофорами, места для разворота, пешеходные переходы и т.д. На трассах будут устанавливать для фиксации превышения скоростного режима", - говорит Егор Штокалов, адвокат ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры".

По его словам, существующая система не эффективна в силу коррумпированности сотрудников ГАИ и их низкого уровня заработной платы. Если система будет лишена человеческого фактора, то уровень коррупции может стремительно упасть.

Автофиксация должна исключить субъективный фактор выявлений нарушений и реализовать принцип неотвратимости наказания всеми, кто их совершил, заявлял ранее глава Центра безопасности движения ГАИ МВД Сергей Будник. "Есть субъективизм в деятельности Госавтоинспекции, неоднозначная трактовка и поэтому мы всячески выступаем за то, чтобы была автоматическая фиксация", - отмечал он.

В 2008 году в Украине уже предпринималась попытка внедрения автоматической фиксации нарушений правил ПДД. Система была отменена в 2010 году решением Конституционного суда, признавшего наложение штрафов на основании данных приборов без составления сотрудниками ГАИ протокола об административном правонарушении незаконным.

Несмотря на волну протестов и скандалов в 2008 году, ГАИ не отказалось от идеи автоматической фото- и видеофиксации и в декабре 2012 года снова инициировало применение на дорогах средств автоматической фиксации нарушений. Был подготовлен законопроект. Но на рассмотрение Верховной Рады его так и не внесли. В ГАИ это объяснили отсутствием финансирования необходимого оборудования и нестабильной политической ситуацией в стране.

Сейчас почтовые уведомления о штрафах в Украине не применяются - протокол оформляется на месте совершения правонарушения. Но законопроект №3855, зарегистрированный в Верховной Раде 9 января, авторами которого являются депутаты Партии регионов Владимир Пилипенко и Валерий Писаренко, предлагает вернуть эту норму - постановление, вместе с фотографиями нарушения, будет отправляться заказным письмом с уведомлением на адрес физлица, на которое зарегистрирован автомобиль. Оплатить штраф необходимо в течение десяти дней со дня получения постановления.

Юристы отмечают, что Украине необходим подобный закон, однако предложенный депутатами законопроект в существующем виде не готов для реализации. Главный минус проекта - введение так называемой "презумпции виновности", когда постановление о привлечении к административной ответственности вносится без учета каких-либо других обстоятельств дела, доказательств и пояснений водителя.

Также проект не учитывает возможность передачи автомобиля в управление другому человеку на законных основаниях, например, на основе договора аренды. "Если раньше ГАИ по обращению владельца авто должна была самостоятельно разыскать человека, управляющего автомобилем, к примеру, по доверенности, то сейчас фактически предлагается установить, что владелец автомобиля может доказывать, что в момент правонарушения он не находился за рулем (например, если автомобиль незаконно находится во владении других лиц), только после признания его виновным в совершении этого правонарушения", - говорит Андрей Тригуб, адвокат адвокатской конторы "Скляренко и партнеры".

Кроме того, в законопроекте предусмотрен только один вид административного взыскания - штраф, при этом исключается такие виды ответственности, как лишение права вождения, в случае, если злоумышленник регулярно и злостно нарушает ПДД.

Также исключается возможность получения автовладельцем правовой помощи адвоката, поскольку законопроект предусматривает, что "нарушитель" узнает о вынесении постановления ГАИ только "пост-фактум", когда его уже признали виновным, лишив возможности защищаться от таких обвинений.

"Законопроект предлагает переложить обязанность доказывания в делах об оспаривании постановлений ГАИ на водителя, у которого возможности по предоставлению доказательств существенно уже, чем у автоинспекторов. Например, водитель не сможет документально подтвердить, действительно ли прибор стоял там, где зафиксировано постановлением о наложении штрафа, как он был запрограммирован. Также на 100% не исключается человеческий фактор: авторы проекта закона не предусматривают никаких требований к процессу обработки оператором данных фиксации нарушения ПДД, а также дополнительной ответственности за вмешательство сотрудника ГАИ в работу системы", - говорит Тригуб.

По его словам, в документе нужно прописать требования к самим приборам, их характеристиками, местам размещения, а также необходимости включения в реестр спецсредств, что вызывало нарекания у водителей в период работы системы в 2008 году.

Вызывает вопросы и актуальность адресов, на которые будут отправляться постановления. "Квитанции будут присылать на адрес, который указан в ведомостях о владельце транспортного средства. Если почтальон, к примеру, не застал человека дома, то, поставив соответствующую метку, он может отправить данные обратно в ГАИ. Такое постановление будет считаться врученным. При этом автовладелец может не жить по месту регистрации и не знать о пришедшем уведомлении. Автомобиль в таком случае будет объявлен в розыск и отправлен на штрафплощадку", - говорит Денис Овчаров, адвокат, партнер практики правовой безопасности бизнеса АО "Юскутум".

Егор Штокалов добавляет: "Письмо может быть возвращено также в случае поврежденной оболочки, окончанием срока хранения, по заявлению отправителя, по месту обслуживания и в случае неправильного указания адреса".

По мнению экспертов, введение автоматической системы фото- и видеофиксации даже не приведет к сокращению штата ГАИ - это просто станет дополнительным регулярным доходом в казну. А посты и инспекторов распределят по тем дорогам, где система не установлена.


Имя:
Ваш комментарий:

Схожі новини: