Как Россия помогала Украине сорвать соглашение с ЕС

Добавить новость


27 Ноября 2013 16:10 | Просмотров: 715 

Отказ Виктора Януковича подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС вряд ли был ситуативным или вынужденным.

Куда вероятнее, что это решение связано с некими "подковерными" договоренностями, которые были достигнуты во время встреч президентов Владимира Путина и Виктора Януковича.

А значит, основы для "кидка" ЕС и резкого разворота в сторону России закладывались давно и целенаправленно.

Действия российской стороны не ограничивались только информационным давлением, осуществляемым помощником Путина Сергеем Глазьевым и подконтрольными Кремлю СМИ. Как известно, с конца лета Россия предпринимала вполне конкретные действия по блокированию украинского экспорта.

Если исходить из гипотезы, что и эти действия являлись частью договоренности Янукович и Путина, то становится виден неординарный масштаб начатой игры.

В глазах ЕС, наверняка, более чем агрессивные действия со стороны Кремля должны были выглядеть как проявление давления на Украину. Дескать, "Россия требует присоединяться к Таможенному союзу, иначе она перекроет украинский экспорт". Это чрезвычайно весомая угроза, ведь Россия является крупнейшим потребителем нашей продукции.

"А значит, уважаемый ЕС, принимайте нас, и поскорее. А вы, уважаемый МВФ, давайте нам кредит, и побольше".



Действия украинской власти давали этому вектору чрезвычайно большую поддержку. Во-первых, наши официальные лица всячески не замечали реальных действий со стороны РФ. Вместо того, чтобы чиновники Кабмина со всей энергией таки добивались прохождения экспорта в Россию, они... делали вид, что ничего не происходит.

Во-вторых, Украина дивным образом позабыла о том, что и мы, и Россия являемся участниками Всемирной организации торговли. За несколько месяцев противостояния официальная Украина ни разу не использовала этот козырь, равно как и другие возможности облегчить свою участь. Например, поднять вопрос справедливости цены на газ или так называемого "нулевого варианта".

От Украины в Москву летал вице-премьер Юрий Бойко, который является давним соратником "Газпрома". Как и в истории с поставками газа, совершенно непонятно, о чем и с кем договаривался Юрий Анатольевич. Складывается впечатление, что роль Бойко свелась к заслушиванию претензий и угроз Кремля, и переносу "страшилок" в стены Кабмина. А правительство, выслушивая все, упорно продолжало бездействовать в восточном направлении.

Что же делала Украина? Подконтрольная первому вице-премьеру Сергею Арбузову группа пиарщиков разгоняла в СМИ антироссийскую истерию. Тем самым усугубляя негативный эффект от действий "недружественного соседа".

Значит, именно на украинских властях лежит первоочередная ответственность за то, что украинская экономика понесла огромный урон от действий России.

Знал ли о российских "страшилках" Янукович? В этом нет ни малейшего сомнения. Знал, и молчал. Словно чего-то ждал.

А потом "внезапно", за неделю до подписания в Вильнюсе, Янукович осознал весь ужас ситуации, постигшей Украину. И в срочном порядке, списав на нет результаты многолетней работы, остановил процесс сближения с ЕС.

Опять же, единственное разумное объяснение такой согласованности действий Украины и России - это запланированная подготовка к срыву подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Целью первых лиц двух стран могло быть доведение ситуации до крайности, чтобы в последний момент "по объективным причинам" отказаться от сближения с Европой.

Именно в этом ключе следует рассматривать проблемы, которые возникли у ряда чувствительных товаров украинского экспорта.

Крайне любопытно в этой связи выглядит заявление российской стороны, сделанные в понедельник 25 ноября - о том, что никакого пересмотра цен на газ не будет. Того и гляди, Россия откажется предоставлять Украине кредит. Вот тогда решение наших властей об отказе от сближения с ЕС нельзя будет трактовать иначе, чем вредительство.

Янукович, безусловно, имеет шанс сделать "ход конем". Через пару дней состоится саммит в Вильнюсе, на котором Украина все еще имеет шансы подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. О том, что это возможно, недвусмысленно заявил еврокомиссар Штефан Фюле. Но какое-то чувство подсказывает, что украинский президент не воспользуется предоставленным ему шансом, тем самым подтверждая гипотезу о наличии договоренностей между ним и Кремлем.

Цель этой публикации - осветить, как именно готовился срыв соглашения с ЕС.

***

Вернемся в недалекое прошлое. В начале ноября украинская власть "внезапно" узнала, что 24 октября в Минске Высший евразийский экономический совет принял решение №48 "О мерах, предусмотренных приложением 6 к договору о зоне свободной торговли".

Этим решением Высший евразийский экономический совет делегировал Совету евразийской экономической комиссии право при необходимости вводить пошлины в отношении товаров, импортируемых из государств-участников договора о ЗСТ СНГ.

Делалось бы это при наличии оснований, указанных в приложении 6 к договору, путем введения пошлин в размере ставки режима наибольшего благоприятствования. Средняя ставка для этого режима, оговоренная Россией при вступлении в ВТО, - около 9,4%. Решение ВЕЭС вступило в силу 3 ноября.


 

Что означает решение №48?

Высший евразийский экономический совет - это высший орган управления ЕЭП, включающий в себя глав государств и глав правительств стран ЕЭП. Он собирается время от времени, но, конечно, не функционирует на постоянной основе.

Другое дело - Совет евразийской экономической комиссии. Это руководящий орган Евразийской экономической комиссии, работающий на постоянной основе.

Он состоит из трех человек: от Беларуси в него входит Сергей Румас, от Казахстана - Кайрат Келимбетов, от России - Игорь Шувалов. В отличие от высшего органа управления совет может принимать решение в оперативном режиме.

Хотя в решении №48 нет слов "Украина" и "Европейский союз", очевидно, что решении о переводе Украины в режим наибольшего благоприятствования могло быть принято уже в день подписания соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Либо же не в этот день, а в день начала применения соглашения.

Фото Валерия Матыцина

Причем переводиться в режим наибольшего благоприятствования теоретически могли как все украинские товары, так и их часть. Решение на этот счет никаких ограничений не содержит. А приложение 6 к договору о ЗСТ в рамках СНГ, который ратифицирован Украиной, оставляет простор для творческого осмысления.

Что произошло бы в результате введения режима наибольшего благоприятствования для украинских товаров? Несмотря на доброе название - ничего благоприятного.

Как уже указывалось, средняя связанная ставка пошлин России в рамках обязательств перед ВТО составляет около 9,4%.

Режим наибольшего благоприятствования - это как раз режим применения в торговле между странами пошлин в размерах, оговоренных в рамках ВТО. То есть, ни о каких нарушениях обязательств перед ВТО со стороны РФ речь не идет.

Применительно ко всему украинскому экспорту в Россию это означало бы условное начисление почти 1,7 млрд дол дополнительных платежей. Для примера применения режима, можно взглянуть на товарные позиции, лидирующие по экспорту из Украины в Россию.

ЭП выбрала десять таких позиций, обеспечивающих почти четверть всего экспорта.

Товарные позиции, лидирующие по экспорту из Украины в РФ

Товар

Объем поставок в 2012 году, млн долл

Ставка пошлины для стран в режиме наибольшего благоприятствования, %

Объем условной уплаты ввозной пошлины в бюджет РФ, млн долл

1

Вагоны железнодорожные открытые

974,9

10

97,5

2

Оксид алюминия

553,0

5

27,7

3

Вагоны-цистерны

533,5

10

53,3

4

Прутки из углеродистой стали, имеющие деформации, созданные во время или после прокатки

412,6

5

20,6

5

Части железнодорожных локомотивов или подвижного состава

354,5

5

17,7

6

Двигатели турбореактивные, турбовинтовые и другие турбинные мощностью свыше 1 100 кВт, но не более 3 730 кВт

330,8

10

33,1

7

Галька, гравий, щебень или измельченный камень

282,2

5

14,1

8

Трансформаторы электрические мощностью свыше 10 тыс кВ/А

275,2

9

24,8

9

Локомотивы дизель-электрические

274,1

7,5

20,6

10

Шоколадные конфеты с начинкой или без начинки

254,5

0,52 евро/кг

30,6

Понятно, что объем начисленных пошлин сугубо условный. Многие товары стало бы попросту невыгодно вывозить в Россию. Их экспорт либо резко сократится бы, либо вообще остановился бы - они могли попасть под запретительные пошлины. Запретительными называют такой уровень сборов, который делает ввоз товаров бессмысленным - они оказываются намного дороже, чем уже имеющиеся на внутреннем рынке.

ЭП выбрала десять наибольших по объемам экспорта позиций, которые точно перестали бы вывозиться из Украины в Россию в случае введения режима наибольшего благоприятствования. Общий объем таких поставок в 2012 году составил 875 млн дол, или 1/20 всех поставок из Украины в Россию.

ТОП товарных позиций с запретительными пошлинами

Товар

Объем поставок в 2012 году, млн долл

Ставка пошлины для стран в режиме наибольшего благоприятствования, %

1

Сыры, кисломолочный сыр

211,1

20,00

2

Автомобили легковые с рабочим объем двигателя свыше 1 тыс куб см, но не более 3 тыс куб см

136,8

25,00

3

Мониторы и проекторы, в состав которых не входит принимающая телеаппаратура

107,6

16,67

4

Насосы с диаметром выпускного патрубка свыше 15 мм

55,3

0

5

Сыры всех видов с содержанием жира не более 40% и с содержанием воды свыше 52%, но не более 62%

93,5

15,00

6

Свинина свежая, охлажденная или мороженная

79,2

65,00

7

Пиво из солода в посуде емкостью 10 л и меньше

70,9

0,468 евро/л

8

Водка с фактической концентрацией спирта 45,4% или меньше в посуде емкостью 2 л или меньше

51,6

1,83 евро/л

9

Мебель и ее части: мебель деревянная для столовых и жилых комнат

36,3

15,00

10

Мясо и съедобные субпродукты птицы

32,8

80,00

Нужно признать, что экспортерам некоторых товаров не стоило тревожиться. Их режим не коснулся бы из-за того, что российскими обязательствами для них предусмотрена нулевая пошлина. Объем экспорта десяти таких товаров в 2012 году составил 627 млн дол.

ТОП товарных позиций, которые не пострадают от введения режима наибольшего благоприятствования

Товар

Объем поставок в 2012 году, млн долл

Ставка пошлины для стран в режиме наибольшего благоприятствования, %

1

Прокат плоский из легированных сталей шириной 600 мм или больше, без дальнейшей обработки, кроме горячей прокатки, не в рулонах

170,6

0

2

Насосы воздушные или вакуумные: многоступенчатые компрессоры

100,7

0

3

Неэлектрические водонагреватели безынерционные или тепловые водные аккумуляторы: теплообменники

61,6

0

4

Насосы с диаметром выпускного патрубка свыше 15 мм

55,3

0

5

Двигатели и генераторы электрические постоянного тока, мощностью свыше 375 кВт: двигатели тяговые

48,0

0

6

Части летательных аппаратов товарной позиции 8801 или 8802: прочие части вертолетов и самолетов

42,6

0

7

Приборы и аппаратура для автоматической регулировки или управления: прочие

40,3

0

8

Газеты, журналы и другие периодические издания, которые издаются еженедельно

38,2

0

9

Вспомогательное оборудования для использования с котлами, конденсаторы для пароводяных или других паросиловых установок

35,3

0

10

Насосы для жидкостей с диаметром выпускного патрубка свыше 15 мм, насосы с радиальным потоком многоступенчатые

34,4

0

Общий объем экспорта товаров, на которые пошлина осталась бы нулевой, в 2012 году составил 1,5 млрд долл. Впрочем, перечень облагающихся нулевой пошлиной товаров почти наверняка оказался бы шире. Например, за счет включения в него товаров, поставляющихся в рамках кооперации в военно-промышленном комплексе.

Яркий пример - турбореактивные двигатели "Мотор-Сичи". Чиновники Кабмина в неофициальных беседах рассказывают, что Путин прямо запретил создавать какие-либо препятствия в отношении поставок, без которых могла бы пострадать оборонноспособность России.

Ряд украинских товаров столкнулся с проблемами на российской таможне уже в 2013 году. Речь, в частности, идет о трубах большого диаметра, для которых не продлили действие квот, о вагонах, по которым приостановили сертификаты, и о продукции "Рошен", в которой "Россельхознадзор" якобы нашел бензопирен.

Экспорт в Россию указанной продукции прекращен в июне-октябре.

Более того, 14 августа в профили риска системы управления рисками Федеральной таможенной службы РФ была включена вся продукция украинского происхождения. Это привело к полному блокированию экспорта. 20 августа этот приказ был отменен, однако в "профилях риска" российской таможни до сих пор остаются семь товарных групп. Это означает, что такие товары следует досматривать тщательно, с большими задержками по времени.

Вот они:

1. Жиры и масла животного или растительного происхождения и продукты их расщепления, готовые пищевые жиры, животные или растительные воски.

2. Готовые продукты из мяса, рыбы, ракообразных и моллюсков.

3. Сахар и кондитерские изделия из сахара.

4. Какао и продукты из него.

5. Продукты из зерна, муки, крахмала, молока.

6. Продукты переработки овощей, плодов, орехов.

7. Черные металлы.

Фото Валерия Матыцина

К товарам из рисковых групп применяются усиленные меры таможенного контроля. Они предполагают изъятие сертификата происхождения товара, а также начисление финансового обеспечения (которое должен внести украинский экспортер), исходя из наибольшей возможной цены с учетом большей ставки НДС (в России применяются разные ставки налога) и таможенной пошлины.

Удорожание экспорта при таких условиях составляло 50% от стоимости ввозимого товара. Это помимо того, что товар изымался для досмотра на неизвестный срок.

Однако даже в таких условиях за восемь месяцев на РФ пришлось 24,6% украинского экспорта (больше, чем в ЕС), а на ТС в целом - 31,6%.

Какими могли быть действия Украины в случае введения режима "наибольшего благоприятствования"?

Некоторые особо рьяные народные депутаты Верховной Рады предложили симметрично ответить России, введя аналогичные ввозные пошлины на ее товары. Однако не все так просто.

Во-первых, весь неэнергетический экспорт в Украину в структуре российского экспорта составляет всего около 3% против четверти украинского экспорта в РФ. Введение любых ответных пошлин оказалось бы не более чем комариным укусом.

Во-вторых, средняя ставка связанных пошлин в рамках обязательств Украины перед ВТО составляет лишь 4,6%. То есть, Украина попросту не может ввести ответные пошлины на российские товары на уровне российских пошлин, поскольку это означало бы нарушение ее обязательств перед ВТО.

ЭП проанализировала возможности введения Украиной режима наибольшего благоприятствования в отношении российских товаров. Вот что получилось в рамках неэнергетического экспорта. Кроме выделенных шести позиций, говорить не о чем, но даже эти шесть позиций не впечатляют.

Неэнергетические товарные позиции, лидирующие по импорту из РФ

Товар

Объем поставок в 2012 году, млн долл

Ставка пошлины для стран в режиме наибольшего благоприятствования, %

Объем условной уплаты ввозной пошлины в бюджет Украины, млн долл

1

Удобрения минеральные или химические, содержащие три питательных элемента: азот, фосфор и калий

310,6

5-6,5

18,6

2

Мониторы и проекторы, в состав которых не входит приемная телевизионная аппаратура

281,0

10

28,1

3

Части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава

241,5

0, тележки - 10

0

4

Автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, включая грузо-пассажирские автомобили-фургоны и гоночные автомобили

234,6

6

14,1

5

Углеводороды ациклические насыщенные

217,4

0

0

6

Полуфабрикаты из углеродистой стали

204,6

0

0

"Экономическая правда" обратилась с вопросами в Евразийскую комиссию и российскую таможню. Нас интересовала мотивация российской стороны, с которой она приготовилась вводить такие санкции. Но за долгое время ожидания ответов мы так и не получили.

***

Какими могли быть последствия, в случае запуска заградительных мер со стороны России по отношению к Украине?

Россия могла бы ввести режим "наибольшего благоприятствования" для большинства украинских товаров, Украина могла бы потерять более половины экспорта в Россию. Плюс, обозначились бы некоторые потери по направлениям Казахстан-Беларусь.

Суммарный объем ущерба мог бы составить до 15% от общего объема украинского экспорта, и мог бы измеряться суммой в 8-9 млрд дол.

Понятно, что без адекватной поддержки со стороны третьих стран это привело бы к огромным потерям рабочих мест, резкому падению в промышленном производстве, сокращению ВВП и полной катастрофе платежного баланса.

Итого, "страшилка" была реальной.

Но существует несколько причин считать, что она была создана намеренно, в рамках договоренностей между Януковичем и Путиным. Украинскому "гаранту" нужна была очень весомая причина, по которой он мог бы перечеркнуть многолетний процесс интеграции с Европой, и Кремль дал ему такую причину.

Фото timeszp.com

Украина навернка знала о том, что Россия способна ввести подобные санкции. Но за четыре последних года, пока Янукович пребывает у власти, власти нашей страны не сделали совершенно ничего, чтобы снять угрозы для Украины на пути в Европу. Для этого можно было использовать, как минимум, механизмы ВТО, пересмотр грабительского соглашения по газу и собственные правительственные программы.

Однако произошло даже нарочито наоборот. В последние три месяца Янукович начал усиленную пропаганду "европейского вектора Украины". Тем самым доводя более чем сложную ситуацию до абсурдной крайности.

Конечно, можно подумать, что украинская власть глубоко неграмотна и неадекватна. Но это не вполне так. "Экономическая правда" много раз писала о том, что украинские чиновники среднего звена предупреждали о "российской угрозе". И предлагали конкретные шаги по переводу отечественной экономики в другой режим функционирования - как минимум, чтобы потери в случае конфликта с Россией оказались минимальны. Однако власть в лице, прежде всего, Януковича блокировала эти предложения.

Получается, что не было никакого "европейского вектора"?


Андрей Вышинский, Украинская правда


 
 


 

Версия для печати
Loading...

Теги: янукович, путин