На гривнях обнаружили возбудитель туберкулеза и сибирской язвы

19 червня 2013 11:41

На гривнях обнаружили возбудитель туберкулеза и сибирской язвы фото
Украинцы шутят, что на деньгах больше бактерий, чем в уборной. А вот в Штатах, Европе, Азии и России уже так не шутят. Их ученые провели анализ нацвалюты и обнаружили на ней тысячи микроорганизмов, вызывающих заболевания - туберкулез, гепатит, сальмонеллез, дизентерию. В Украине пока никто не брался за подобное исследование, и положение решили исправить журналисты, пишут Вести.

В разных общественных местах Киева - на рынках, в магазинах, обменниках, ресторанах - были собраны 11 купюр и отправлены на анализ на кафедру биотехнологии Института экологической безопасности Национального авиационного университета. Задача, которую ставили перед учеными, - исследовать деньги на наличие опасных микроорганизмов. Спустя несколько недель анализ был готов, а его результаты оказались не самыми радужными. На гривнях нашли микроорганизмы, вызывающие туберкулез, сибирскую язву, пневмонию и множество грибковых заболеваний.

"Мы ожидали, что деньги окажутся грязными, но не могли представить, что настолько", - говорит завкафедрой Катерина Гаркава. "А я не удивлен. Для производства купюры используются хлопок и целлюлоза - это идеальная среда для размножения микроорганизмов. И чем более устойчива к износу купюра, тем больше на ней бактерий. Представьте, сколько их на деньгах, которым по десять лет. А ведь такие до сих пор можно встретить!" - говорит советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ.

В Нацбанке же наоборот считают гривни не такими уж и грязными и уверяют, что при их изготовлении используют антисептики. "Мнения специалистов о вреде, который могут причинить деньги, разнятся. Австралийские ученые считают, что на деньгах находится немного болезнетворных бактерий. То есть вероятность распространения инфекции небольшая. Специалисты Центрбанка России утверждают, что деньги - не грязнее дверных ручек в общественном месте. Но при изготовлении бумажной основы украинских банкнот используются и такие химикаты, которые в той или иной степени являются антисептиками и остаются в структуре бумаги", - сообщили в пресс-службе НБУ, подчеркнув, что подробности изготовления денег - банковская тайна.

Анализ денег на опасные для человека микроорганизмы заставил задуматься ученых о технологии обеззараживания купюр. "Теперь перед нами встал важный вопрос - как обезопасить людей. Хоть риск заразиться от купюры невелик, он все-таки есть. Причем рискует каждый: деньги - пожалуй, единственный предмет, с которым человек сталкивается каждый день. Мы всей кафедрой думали над тем, как отмыть деньги, и придумали свою технологию. Теперь вот будем банкам такую услугу предлагать", - говорит завкафедрой биотехнологии Института экологической безопасности НАУ Катерина Гаркава.

В Нацбанке тоже задумались об обеззараживании гривен. "Национальный банк Украины изучает международный опыт относительно антимикробной защиты банкнот", - сказали в пресс-службе Нацбанка. Правда, советник президента Ассоциации украинских банков Алексей Кущ не считает, что на обеззараживание денег стоит тратить силы - ведь еще никто не доказал, что тот или иной человек заразился от купюры. "Да, в банках существуют даже рекомендации для кассиров: работать с деньгами исключительно в перчатках, регулярно мыть руки. Конечно, это правило практически все игнорируют. И при этом я ни разу не слышал о каких-то профессиональных болезнях у кассиров или о том, что их заразили купюры", - сказал Кущ.

Но во многих странах мира деньги очищают. Например, в банках США, Франции и Германии процедура обеззараживания денег вошла в норму. Купюры там обрабатывают озоном, ультрафиолетом или же нагревают их до высокой температуры, убивая болезнетворные бактерии. В других странах очищают деньги более креативно. Например, группа ученых в Казахстане изобрела обеззараживающие карточки, которые помещаются в бумажник и гарантированно убивают всякую заразу. Правда, такие "убийцы бактерий" людям нужно покупать за свои кровные да еще и каждый месяц - за это время антисептик теряет свое действие. В Японии вообще по всему городу стоят купюроотмывочные аппараты, которые сначала нагревают деньги до 200 градусов, потом обрабатывают их специальным раствором и выдают практически чистые купюры. В Индии деньги моют мылом! Более того, там даже есть такая профессия - мойщик денег.

Специалисты также повторили популярный в развитых странах мира анализ денег на наркотики. Результаты этого исследования в США, например, показали, что на 90% всех долларов (чаще всего на $1) есть следы кокаина. Ученые прежде всего находили следы этого наркотика в таких больших городах, как Балтимор, Бостон, Детройт, а лидером стала столица США, Вашингтон, где на 95% банкнот обнаружили остатки вещества.

Недалеко от Америки ушли Канада (85%) и Бразилия (80%). Азия же показала свою почти безупречную чистоту: в Японии следы кокаина были обнаружены на 20% бумажных денег, а в Китае и того меньше - всего на 12%. Ученые считают, что это исследование лучше соцопросов или химического анализа сточных вод помогает определить, насколько употребление наркотиков распространено среди населения страны, ведь именно купюра, свернутая в трубочку, используется для вдыхания кокаина, а потом возвращается в кошельки людей.

В нашей стране такие анализы никогда ранее не проводились. По заказу журналистов исследование купюр на остатки наркотиков и психотропных веществ проводил Научно-исследовательский экспертно-криминалистический центр при главке МВД Украины в Киевской области. На анализ отдали 11 купюр, номиналом 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 гривен, 100 долларов и 50 евро, специально наменянных в ночных клубах и развлекательных заведениях Киева. Место выбрали неслучайно - по данным милиции и прокуратуры, именно в таких заведениях чаще всего распространяют марихуану, гашиш, кокаин, экстези, героин и т.д.

Результат исследования собранного материала нас удивил - ни на одной из представленных купюр наркотиков не обнаружили. "Для исследования с поверхности денежных купюр были сделаны смывы метанолом, которые подвергались исследованию. Вывод: на поверхности представленных купюр наркотических средств и психотропных веществ не обнаружено", - сообщил капитан милиции, начальник сектора исследований наркотических средств, психотропных веществ НДЭКЦ при ГУ МВД в Киевской области Сергей Погребной.

Так выглядят "заразы"

Это далеко не все микроорганизмы из тех, что "выросли" во время микробиологического исследования купюр. Обнаружить их специалистам удалось так: с каждой купюры они брали смывы и наносили на определенные среды. Проходило несколько дней, а то и неделя (для каждого вида микроорганизма срок "созревания" разный) и на посуде "вырастали" бактерии, плесень, жуткие и замысловатые грибы.

Как не заболеть: пять советов от иммунолога Катерины Гаркавы

Совет 1. Мойте руки после любого контакта с деньгами. Ведь вы можете заразиться даже после того, как подержали купюру в руках всего несколько секунд, а потом, скажем, решили поесть, или дотронулись до губы.

Совет 2. Повышайте иммунитет. Деньги опасны, прежде всего, для людей с ослабленным иммунитетом, но особенно для детей или стариков.

Совет 3. Не слюнявьте пальцы. Избавьтесь от привычки пересчитывать наличные, используя грязные пальцы и слюну - это повышает риск заражения.

Совет 4. Пользуйтесь кремами для рук с бактерицидным и антисептическим действием. При нанесении на чистые руки они создают невидимую пленочку, которая не пропускает большинство микроорганизмов, а некоторые даже убивает.

Совет 5. Делайте профилактику вашим деньгам - сложите их в пакет и положите в морозилку. Холод гарантированно убьет часть опасных микроорганизмов.

Источник: MIGnews.com.ua