Фундаментальная ошибка: Болонская система в Украине

Переглядів: 930

2 березня 2013 11:10

Фундаментальная ошибка: Болонская система в Украине фото

В последнее время в рамках проектов Общественного движения "Украинский выбор" в различных регионах страны состоялась серия встреч, круглых столов и общественных слушаний, посвященных проблемам отечественной системы образования и адаптации высшей школы к Болонскому процессу. В них приняли участие педагоги, студенты, ученые и неравнодушные родители. Сотни мнений, масса интересной информации, полезные дискуссии позволяют подвести первые итоги и сделать выводы. Мнения экспертов, ученых и преподавателей разные, однако только 10% участников высказались в поддержку Болонского процесса. Остальные либо категорически против него (более 60%), либо констатируют неготовность Украины отстаивать интересы национальной образовательной системы. Что же касается общего состояния образования, тут, к сожалению, пессимистов намного больше чем оптимистов.

Итак, выскажу предварительные впечатления от инициированной нами и продолжающейся дискуссии. Живая речь сотен специалистов с «передовой» образовательного фронта со всей очевидностью свидетельствует о том, насколько разочаровывающими оказались результаты Болонских реформ. Это просто провал. Да, украинские чиновники поставили свои подписи под всеми нужными декларациями, много раз съездили в заграничные командировки и ознакомились с самым передовым опытом. Но качество образования от этого почему-то не растет. Даже Европейскую культурную конвенцию торжественно ратифицировали. Не помогает! Профессора фиксируют лишь регресс в уровне знаний как абитуриентов, так и выпускников наших вузов. И так продолжается из года в год.

Где же системный сбой в образовательной машине? Как говорят преподаватели высшей школы, они сталкиваются с тремя основными проблемами.

Во-первых, крайне низкая мотивация учащихся и студентов. Зачем учиться? Знания мало что дают, трудоустройство выпускника зачастую не зависит от того, насколько усердно он грыз гранит науки. То есть этот вопрос в большей степени адресуется не системе образования как таковой, а состоянию страны и экономики. Нет достаточного спроса на квалифицированных специалистов.

Во-вторых, есть проблемы с авторитетом преподавателя и самого института образования. Студент, школьник – не воспринимает своего учителя как наставника. Он не считает его успешным человеком (очевидно, из-за невысокой зарплаты и статуса), не хочет быть на него похожим и не видит в нем носителя полезных, нужных для карьеры знаний.

В-третьих, как это ни странно, сами преподаватели говорят о явно избыточном количестве вузов в нашей стране. Хотя, казалось бы, они-то – лица заинтересованные, это их рабочие места. Тем не менее, истина дороже. Их мнение таково, что при нынешней численности украинских вузов – в несколько раз больше, чем в Англии, и в десятки раз больше, чем в Польше – качественное образование в каждом из них не может быть обеспечено чисто физически.

Я сейчас далек от того, чтобы давать какие-то рекомендации. Работа только начата, а вопрос очень сложный. Однако уже сейчас точно можно сказать, что присоединение Украины к Болонскому процессу не только не решило проблемы отечественного образования, но даже усугубило их. Это фундаментальная ошибка. Точно так же многие сегодня думают, что достаточно одного только вступления Украины в ЕС, чтобы решились все наши проблемы сразу. Так не бывает. Ни в какой сфере. И деградация отечественной системы образования, которая проделала путь от одной из лучших в мире до – не скажу худших, но – довольно средних показателей, является печальным подтверждением этой истины.

Виктор МЕДВЕДЧУК, юрист.

Источник: korrespondent.net



Имя:
Ваш комментарий:

Аноним
2 березня 2013 г. (11:33)
в высшем образовании нет самого образования по одной причине, всю болонскую систему превратили в коррупцию, поэтому все знания покупаются за деньги. В этой системе выигрывает только тот, кто действительно ХОЧЕТ учится, а не платить дань зажравшимся ПРЕПОДАМ!
Филолог
2 березня 2013 г. (15:31)
Проблема кроется не в высшем образовании, а в среднем :) Уберите 12-балльную систему, верните 5-балльную. И будет вам счастье. Ведь многие выпускники, например, 1-й школы довольствуются 4-5 баллами, что по старой системе 2-ка (и при выпуске из школы справка). А по новой, повод получить аттестат и пойти, например, в ЗИЭИТ, учиться и после, получить диплом и стать менеджером руководящего звена. Вот и вся арифметика. А вы на болонскую систему, бочку катите.
гомобез сапиенс
2 березня 2013 г. (21:12)
Болонская система не есть система обучения. Это система оценки знаний студента.То, что уровень знаний нынче очень низок-не вина института.Вина школы.Абитуриент приходит тупой и еще тупее.Уберите контрактников, т.е. тех, у кого "экзамены принимает бухгалтерия" и кого держат в ВУЗах ради папы-маминых тугриков, и вы получите совсем другие результаты.Раньше хоть шпаргалки перед экзаменом писали и хоть этим что-то в черепушку откладывалось.Теперь перед экзаменом приходится отбирать смартфоны, в поисковик которых они не могут даже толковый и правильный вопрос загнать.
Оксана Марченко
2 березня 2013 г. (21:26)
Медведчук подбирает себе на будущие выборы эЛОХторат среди двоечников многочисленных вузов украины.Среди слишком многочисленных вузов много двоечников и недоучек , особенно на расплодившихся юридических факультетах.Двоечник не будет доволен никакой системой.Именно на этом Медведчук и собирается сыграть.
Борей
3 березня 2013 г. (19:05)
А почему, юрист Медведчук не говорит, что и в любимом им Таможенном союзе, РФ и Казахстан тоже оценивают знания по болонской системе. Так что, Оксана Марченко в своем комменте права.
Аноним
3 березня 2013 г. (19:44)
Странно, Британия, Швейцария, Германия, Франция, Италия .... не стонут от "недостатков" Болонской системы, более того, подельники Медведчука по разграблению страны всеми правдами и неправдами отправляют своих отпрысков получать образование именно в эти страны и тут на арену вылазит ЭТО юристо-олигархо и начинает молоть ересь :-)
Борею
4 березня 2013 г. (08:07)
В России мнение преподавателей при переходе на Болонскую систему никто не спрашивал, большинство было и есть против. для гомобеса: это как раз система подготовки нихрена не знающих инженеров 4х годичников-бакалавров и магистров +2 года к четырем, балдупинание на кафедре якобы специализируясь на предмете. Специалитет 5ти годичный в этом году последний, переходный период с советской системы образования на западную закончился. В любом случае, кто захочет, тот научится, а дуракам корка не поможет (только мохнатая лапа) :-) :-)
для БОРЮСИ
4 березня 2013 г. (11:42)
Что болонска, что советская.Смысл один-СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УЧИТЬСЯ. Если он этого не хочет , то и болонская и советская бессильны.Посещение лекций , написание конспектов . чтение книг ни болонская ни советская не отменяет.Стимул должен быть один-УЧИСЬ.Не хочешь-ВОН ИЗ ВУЗА! А болонская система своей пластичностью стимулирует в том числе и преподавателей .Поверь , БОРЮСЯ -четыре года пользуюсь.Как оказалось , до этого элементы болонской во всю использовал.

Схожі новини: