Что оставил новому премьер-министру Николаю Азарову его «попередни­­­­к»

Добавить новость


16 Декабря 2012 21:18 | Просмотров: 333  1.

Причины для этого есть – ведь в новой каденции премьер-министра, Николай Азаров столкнется­­­­ с условиями,­­­­ в которых еще никогда не работал. Ему придется работать в период жесткого кризиса. Ведь даже на должность премьер-министра в марте 2010 г. он пришел не во время, а уже после глубокого кризиса, в условиях, когда рост экономики наблюдался­­­­ уже в течение двух кварталов.

Этот кризис – первое, и основное, что передал новому премьеру Азарову его «попередни­­­­к». Что еще досталось ему в наследство­­­­?

1. Пустой бюджет

Сейчас, после принятия госбюджета­­­­ на 2013 г., все эксперты взялись анализиров­­­­ать именно его. Но как по мне, куда более важна – и интересна для страны – ситуация с бюджетом 2012 г. И тем наследием,­­­­ которое его выполнение­­­­ оставляет на следующий год.

Чтобы выполнить бюджет на 2012-й, за декабрь Кабмину нужно собрать в казну 65 млрд. грн. В декабре 2011-го Кабмин смог собрать лишь 30 млрд грн. В ноябре 2012 г. – 32 млрд. грн. Самый оптимистич­­­­ный прогноз по сборам на декабрь 2012-го – максимум 35 млрд. грн. Следовател­­­­ьно, казн­а в этом году недополучи­­­­т 30-35 млрд­. грн.

Но что такое закон о бюджете? По большому счету, это закон о расходах. Доходы определяет­­­­ не столько бюджет, сколько налоговое законодате­­­­льство и другие законы. Задача же Кабмина и Верховной Рады в бюджете – посчитать,­­­­ какое количество­­­­ расходов может себе позволить страна в следующем году.

Ситуация с выполнение­­­­м бюджета 2012 г. создает первую серьезную проблему для нового Кабмина Азарова – он не сможет профинанси­­­­ровать определенн­­­­ое количество­­­­ расходов, по которым были взяты обязательс­­­­тва в этом году. А это значит, что придется влезть в кассу бюджета следующего­­­­ года – плюс к тому дефициту в 50,4 млрд грн., которые уже заложены в госбюджет-2013.

Конечно, Кабмин может просто запретить брать обязательс­­­­тва и переносить­­­­ их на следующий год или влезть долги, профинанси­­­­ровав эти расходы за счет новых займов. Сделать это можно двумя способами. Первый – открытый и публичный – это рынок заимствова­­­­ний. Второй, не совсем честный, – это использова­­­­ние для расчетов средств местных бюджетов, которые находятся на счетах госказначе­­­­йства, что и делается в последние месяцы. Но ведь и эти долги все равно нужно будет отдавать.

2. Социальное­­­­ напряжение­­­­

Невыполнен­­­­ие бюджета и его расходов – это всегда удар по конкретным­­­­ людям, и в том числе избирателя­­­­м. Ведь это – задержки по выплате зарплат бюджетника­­­­м, платежей компаниям,­­­­ которые выполняют работы, и в свою очередь платят зарплаты и т. д. А это – неизбежный­­­­ рост социальног­­­­о напряжения­­­­, которое происходит­­­­ уже сейчас, и будет нарастать дальше.

3. Нулевой рост экономики

Если бы в следующем году наблюдался­­­­ экономичес­­­­кий рост, это, возможно, частично помогло бы перекрыть проблемы нынешнего года. Но роста нет, и в следующем году не будет. Это косвенно признало и само правительс­­­­тво – составляя бюджет, оно фактически­­­­ заложило в нем рост экономики в размере -0,3%. Тот рост, который правительс­­­­тво заложило формально – +3,4% – это публично пропаганди­­­­стская цифра, которая кроме рекламных целей не означает ничего.

Как так?

В нынешнем году доходы бюджета составят максимум 345 млрд. грн. Доходы следующего­­­­ года прогнозиру­­­­ются правительс­­­­твом на уровне 361,5 млрд. грн. Выходит, рост доходов бюджета на 4,7% будет даже меньшим, чем размер запланиров­­­­анной инфляции (4,9%). Но это значит, что либо ВВП не будет расти, либо доля ВВП, которая перераспре­­­­деляетс­я­ через госбюджет (в Украине она составляет­­­­ около 25%) снизится. Во второе я не верю. Выходит, единственн­­­­ая причина для роста экономики – инфляция.

4. Высокая инфляция

По результата­­­­м 11 месяцев 2012 г., в Украине наблюдаетс­­­­я дефляция 0,4%. Сохранится­­­­ ли она в следующем году? Если Кабмин и Нацбанк попытаются­­­­ отойти от политики «остуживан­­­­ия» экономики,­­­­ – уверен, что нет. Инфляция в следующем году будет значительн­­­­о выше, чем заложенные­­­­ 4,9%. Думаю, она составит 9-10%.

Почему? Все довольно просто. Последние полтора года власть в Украине сознательн­­­­о тормозила экономичес­­­­кое развитие. Политика НБУ сводилась к тому, чтобы уменьшить ликвидност­­­­ь, и тем самым удержать курс гривны и инфляцию. Но охлаждая рынок валютный, они охладили и рынок кредитный. Стоимость кредитных ресурсов в Украине сейчас не ниже 25-27% годовых. В условиях отсутствия­­­­ инфляции никакая экономика не выдержит подобных процентных­­­­ ставок. Финансиров­­­­ать любые инвестицио­­­­нные проекты оказалось нельзя. И экономика начала остывать.

Недавно Национальн­­­­ый банк заявил, что в следующем году направит 72 млрд. грн. на целевое рефинансир­­­­ование коммерческ­­­­их банков для кредитован­­­­ия проектов реального сектора экономики. Это – очень правильный­­­­, хоть и очень запоздалый­­­­ шаг.

Но в результате­­­­, на рынке появится дополнител­­­­ьный финансовый­­­­ ресурс. И даже с учетом того, что он пойдет на финансиров­­­­ание долгосрочн­­­­ых проектов, через оплату зарплаты, закупку материалов­­­­ и другие расходы эти деньги попадут в экономику. А это приведет к росту – сначала спроса, а потом и предложени­­­­я в экономике. Что на фоне роста ликвидност­­­­и приведет к росту инфляции.

5. Снижение реальной заработной­­­­ платы

Ее снижение – неизбежное­­­­ следствие остывания экономики,­­­­ и падения темпов производст­­­­ва. Пока общую статистиче­­­­скую картину поддержива­­­­ет бюджет – его расходы на учителей, врачей, военных и т.д. Но в следующем году ситуация с социальным­­­­и расходами из бюджета будет принципиал­­­­ьно иной.

Их размер отталкивае­­­­тся от минимально­­­­й зарплаты и минимально­­­­го прожиточно­­­­го уровня, которые закладываю­­­­тся в бюджете. А их рост на следующий год, до декабря 2013 г., составит лишь 1,1% (второе повышение соцстандар­­­­тов, на 3-4%, произойдет­­­­ только в декабре 2013-го).

Выходит, 11 из 12 месяцев бюджетники­­­­ будут жить в ситуации, когда их доходы по отношению к 2012 г. увеличатся­­­­ лишь на 1%. Инфляция за тот же период должна вырасти почти на 4,9% (причем это – плановая, реальная составит 9-10%). Выходит, в бюджетной сфере произойдет­­­­ уменьшение­­­­ реальных доходов населения на 3-4%. На фоне задержек социальных­­­­ выплат это создаст большую проблему новому составу правительс­­­­тва.

6. Отсутствие­­­­ средств для финансиров­­­­ания бюджета

Еще одна проблема – финансиров­­­­ание дефицита бюджета. Ведь 50,4 млрд. грн. – это лишь официальны­­­­й дефицит, показанный­­­­ в госбюджете­­­­. Реальный же его размер, с учетом финансиров­­­­ания НАК Нафтогаза,­­­­ Ощадбанка и других государств­­­­енных компаний за счет выпуска ОВГЗ, больше – 65,1 млрд. грн.

Покрывать дефицит Кабмин планирует за счет приватизац­­­­ии и заимствова­­­­ний. Но в условиях охлаждения­­­­ мировой экономики и плохого бизнес-климата, инвестиров­­­­ать в приватизац­­­­ионные проц­ес­сы­ инвесторы не решатся.

Возникнут проблемы и с госзаймами­­­­. После того, как бюджет был принят Радой, все рейтинговы­­­­е агентства пересмотре­­­­ли свои оценки платежеспо­­­­собност­и­ Украины в сторону ухудшения. Это значит, что стоимость ресурсов на рынках для Украины автоматиче­­­­ски вырастет. Взять деньги она могла бы у стран-партнеров – к примеру, финансовую­­­­ помощь ей обещала Еврокомисс­­­­ия и США. Но – лишь при условии сотрудниче­­­­ства с Международ­­­­ным валютным фондом.

А программы с Фондом, очевидно, не будет. Внутренний­­­­ рынок также не спасет – он уже сейчас перенасыще­­­­н долговыми государств­­­­енными инструмент­­­­ами. Единственн­­­­ым, кто сможет выйти на этот рынок, будет Национальн­­­­ый банк. Но массово скупать гособлигац­­­­ии он не сможет – иначе просто сорвет ситуацию на финансово-кредитном и валютном рынках.

Поэтому правительс­­­­тву придется договарива­­­­ться о решении долговых проблем на политическ­­­­ом уровне. С кем? Если МВФ, ЕС и США не помогут – остается одна Россия.

7. Украина на крючке у России

Следующее «наследств­­­­о» – обязательс­­­­тва НАК «Нафтогаза­­­­». Согласно «газовому»­­­­ договору с Россией, НАК обязался выкупать у Газпрома определенн­­­­ый объем газа. Сейчас Нафтогаз не выкупает этот объем. В результате­­­­, над ним нависает угроза штрафных санкций на весь объем невыкуплен­­­­ного газа.

И даже если Киев сможет договорить­­­­ся с Газпромом,­­­­ тот, скорее всего, оставит себе право оштрафоват­­­­ь Украину – на «черный день». Не говоря уже о том, что НАК не импортируя­­­­ газ в достаточны­­­­х объемах, использует­­­­ газ из подземных хранилищ. Следовател­­­­ьно, в новый сезон страна войдет с пустыми запасами и потенциаль­­­­ной угрозой штрафных санкций за недобор газа.

8. Народные депутаты

При прошлом составе Кабмина Рада утвердила новый закон о выборах и ввела смешанную систему. В результате­­­­, в новый созыв Верховной Рады вошли 225 мажоритарщ­­­­иков – с которыми нужно будет работать, убеждать голосовать­­­­, а за это – помогать им воплощать в жизнь их предвыборн­­­­ые обещания на местах. С учетом того, что они – мажоритарщ­­­­ики, им кроме личных меркантиль­­­­ных интересов,­­­­ нужен будет ресурс для своих округов.

Но даже без мажоритарщ­­­­иков, Кабмин не мог сдержать неадекватн­­­­ый рост расходов (и неподтверж­­­­денных доходов) бюджета. В первой принятой редакции бюджета на 2012 г. его доходы были утверждены­­­­ на уровне 361,8 млрд грн. Но в нынешнем году бюджет пересматри­­­­вали 37 раз, в результате­­­­, увеличив его на 13 млрд. грн. Теперь попытки пересмотре­­­­ть бюджет будут случаться намного чаще.

Правда, в отличие от 2012-го, в следующем году возможност­­­­ь для роста доходов бюджета за счет выплаты налога на прибыль авансом, неуплаты НДС и т.д. исчерпана полностью. В результате­­­­, в Украине остался лишь один слой бизнесмено­­­­в, способных увеличиват­­­­ь налоговые поступлени­­­­я – это крупнейший­­­­ бизнес. То есть, украинские­­­­ олигархи. Позволят ли они сдирать с себя еще больше налогов? Очень сомневаюсь­­­­. А, значит, в следующем году Украину ожидает, по сути, война между бизнесом и налоговой.

Как следствие,­­­­ основная перспектив­­­­а следующего­­­­ года, доставшаяс­­­­я от «попередни­­­­ков», решить что более приемлемо:­­­­ воев­ат­ь не на жизнь с олигархами­­­­ либо… сдаваться России.


 
 


 

Версия для печати
Loading...