Против чужой войны: к 100-летию Крещенского восстания крестьян на Мелитопольщине(ФОТО)

Переглядів: 2411

20 січня 2019 19:34

Против чужой войны: к 100-летию Крещенского восстания крестьян на Мелитопольщине фото
19 января этого года исполняется 100 лет с начала Крещенского восстания мелитопольских крестьян против мобилизации в Белую армию.

Во второй половине декабря 1918 г. из Крыма в Северную Таврию устремляется Крымско-Азовский корпус (две тысячи штыков и сабель, десять орудий). Наступая на Мелитополь, Геническ и Алешки, части белых легко опрокидывали небольшие формирования украинской Директории, которые, в общей сложности, в Северной Таврии составляли не более полутора тысяч человек. Мелитополь был захвачен Сводно-гвардейским отрядом Крымско-Азовского корпуса, которым командовал Павел Эдуардович Тилло́ - генерал-майор, герой Первой мировой войны.

Благородные господа офицеры тоже не брезговали грабежами: конфисковали деньги в мелитопольском казначействе и занялись выкачиванием хлеба из сёл. Но больше всего досаждала местным жителям принудительная мобилизация в чуждую для них по духу армию Юга России. В частности, перед белым командованием стояла задача срочно пополнить ряды так называемого Мелитопольского пехотного батальона, который с 27 января переформировывался в полк.

Мобилизация, объявленная в городе, провалилась. Обозлённые белогвардейцы, чтобы проучить местных «уклонистов», схватили четырёх рабочих-железнодорожников и расстреляли возле депо.

19 января 1919 г. (то есть как раз на Крещение) военное командование совместно с уездной земской управой объявило новую мобилизацию - среди крестьян.

В сёлах представителей военной администрации встретили враждебно, селяне задавали нелицеприятные вопросы: «кого они будут бить и кого защищать?». В с. Троицкое дошло до убийства: повстанцы застрелили поручика, проводившего мобилизацию, и разоружили охранявших его солдат. В конечном итоге, мужчины призывного возраста Терпеньевской волости из сел Спасское, Троицкое, Новобогдановка, Терпение и др. ушли в партизанский отряд, чтобы сорвать мобилизацию в Добровольческую (Белую) армию.

В советское время руководство восстанием, как это было принято, приписывалось большевикам. В частности, утверждалось, что возглавил восстание житель с. Спасское Фёдор (Феодосий) Петрович Химич – участник Первой мировой войны, известный мелитопольский революционер, в начале 1920-х - начальник уездной и городской милиции. Чтоб подкрепить этот тезис, в 1925 г. на общем собрании участников Спасского восстания было даже подтверждено письменно, что Ф.П. Химич являлся командиром и организатором восстания. Собрание постановило «просить …возбудить ходатайство о награждении тов. Химича орденом Красного Знамени».

Судя по воспоминаниям бывших повстанцев, на самом деле, Ф. Химич не был единоличным командиром и организатором восстания. В каждом селе из народной массы выдвинулись свои предводители: в Спасском – Ф. Химич и Есип Саблин, в Терпении – Михаил Беседин и Пётр Шеховцов. В селе Троицком – братья Луценко Тимофей и Самуил. Последний возглавлял общий штаб повстанческих отрядов (позже белые казнили Самуила, его брату сожгли дом).

В общем, восстание скорее было стихийным, вызванным не идеологическими причинами, а возмутительным поведением представителей деникинской администрации. Его участники в большинстве были аполитичными, хотя среди них ощущалось сильное влияние сторонников левых взглядов (анархистских, большевистских, эсеровских, и прочих).

Терпеньевскому краеведу Гулину С.К. в своё время ещё удалось застать многих повстанцев в живых (среди них были и его родственники) и поговорить с ними. В соответствии с их рассказами, из населения волости был создан отряд, первоначально в количестве 150 бойцов. Командиром избрали Шеховцова Петра Филипповича. Достали из схронов винтовки и ружья, в кузне у Хрисана Гулина в с. Троицкое наковали копий… Партизанский штаб, в который входили М.М. Павленко, В. Полянский и Шипов, разработал план освобождения сел волости.
В первом бою партизаны заставили добровольцев отступить. Конечно, полномасштабных боевых действий не велось. Отдельные эпизоды того, что происходило, можно узнать из воспоминаний местных жителей. Так, терпеньевцы степной прогон от дороги до села (где сейчас стоит клуб) выложили боронами зубьями вверх, чтобы воспрепятствовать продвижению вражеской конницы, но Шеховцов признал эту затею глупой и приказал бороны убрать. Вместо этого небольшая группа молодёжи во главе с М. Бесединым пробрались к железной дороге и развинтили рельсы, тем самым не дали возможности маневрировать бронепоездам и перебрасывать резервы. Говорят, что снимать рельсы им помогал знаменитый мелитопольский борец и гиревик родом из Терпенья Иван Бакланов.

В Спасском Химич и Саблин тоже сделали попытку остановить белых. На всех подходах к селу были поставлены заставы. На колокольне церкви установили два два пулемёта «льюис». Но когда начался бой, пулемётчики открыли огонь преждевременно. Белые цепи успели залечь, ударила артиллерия бронепоездов. Один из снарядов угодил в церковь села Спасское.

Терпение также подверглось артиллерийскому обстрелу, но снаряды в основном рвались в огородах, в балке и около Тарасовой горы, лишь один снаряд пробил причелок дома М. Дыманова (тоже участника восстания) на ул Дегтяровке (сейчас ул. Украинская) и, разорвавшись в конюшне, убил корову. На помощь партизанским отрядам поднялось почти все население Терпения и окружающих сел. Вооружившись дробовиками, копьями, вилами и кольями, крестьяне вместе с партизанскими отрядами отбросили белогвардейцев.

Перегруппировав силы и, подтянув резервы, белогвардейцы начали широкое наступление против повстанцев. 6 февраля 1919 г. противник бросил в бой казачью конницу и пехотные части, их поддерживала артиллерия трех бронепоездов.

Партизаны с боями отступили на север уезда, где с белым Гвардейским отрядом генерал-майора П.Э. Тилло вели успешную борьбу повстанческие отряды украинского атамана Н. Махно. Расположившись в с. Михайловка мелитопольцы на протяжении почти месяца удерживали его. С подходом частей группы П. Дыбенко из партизанских отрядов Михайловской, Белозерской, Терпеньевского и других волостей был создан 5-й Заднепровский полк 2-й бригады 1-й Заднепровской советской украинской дивизии, которой командовал П. Дыбенко. Кстати, эта дивизия только на треть была большевистской. 1-я бригада была сформирована из бойцов бывшей Херсонской дивизии УНР во главе с Н. Григорьевым, а 3-ю бригаду возглавлял Н. Махно.

В Терпенье, занятом деникинцами, начались расправы над участниками восстания. По словам Гулина, контрразведка арестовала подпольную группу М. Беседина, в которую входили жители Спасского А. Поленовский, И. Гритчин, Ковалев, М. Пархоменко, С. Серый, А. Чепурный и терпеньевцы Ф. Мелешко, Ф. Мезенцев, И. Орлов, М. Стрюков, и еще около двадцати юношей из соседних сел. Связанных, в одном нижнем белье их бросили на телеги и повезли из с. Терпение в Мелитополь на расстрел. По дороге партизаны предприняли попытку побега, но бежать удалось только двоим - терпеньевцу Ф. Мелешко и константиновцу Криворучко. Люди, сопровождавшие процессию, успели накинуть на них верхнюю одежду. Других доставили на место экзекуции за город - в Песчанскую балку. Ф. Мезенцев и М. Стрюков, связанные спинами друг к другу, упали в яму раньше выстрелов карателей. К могиле подбежал офицер и выстрелами из нагана стал добивать тех, кто еще шевелился или стонал. Пуля попала Стрюкову в переносицу, но, к счастью, по касательной. Конвоиры спешно бросили несколько лопат земли в яму и уехали. Мезенцев и Стрюков часа через два, развязав руки, вылезли из братской могилы и окольными путями пробрались в Терпение. Там они прятались у родственников и знакомых до отступления белых.

Позже тела расстрелянных повстанцев с почестями перезахоронили в братских могилах: в Терпенье - у волисполкома (там, где ещё совсем недавно стоял бюст Ленину) и в Спасском - у школы.

Нужно отдать должное мелитопольской левой интеллигенции за неравнодушие, проявленное во время конфликта. Известный факт, что деникинцы убили правого эсера Алясова – члена Мелитопольской городской думы, который вмешался в стычки между войсками и крестьянами. Возможно за это же пострадал член плехановского «Единства» Миркович.

В конце февраля - начале марта 1919 г. жестокие бои между Красной и Добровольческой армиями разгорелись на линии Михайловка - Пришиб - Большой Токмак. Район в течение двух недель несколько раз переходил из рук в руки. В конечном итоге белые отступили перед совместным натиском красных и махновцев. 11 марта части 2-й бригады Заднепровской дивизии вступили в Терпение. Опять начался террор, только теперь уже красный. Старожилы помнят, что в Терпенье была арестована группа, которая называла себя «За единую и неделимую». В нее входили священник Д. Шишацкий, С. Кашлаков, К. Сердюков, А.Чикал, Анисимов, Воробьев и др. - всего 14 человек. Их обвинили в сотрудничестве с деникинцами (в том числе в провале группы Беседина), расстреляли и наспех похоронили в общей могиле в точно неустановленном месте – где-то на лугу в конце переулка Мостового.

Вот такая кровавая, но поучительная страничка из истории Мелитопольского края…

В статье использованы материалы из фондов Мелитопольского и Терпеньевского краеведческих музеев.


Иван Орлов участник восстания казнён белыми


Михаил Беседин командир молодёжной группы казнён белыми



Павел Тилло



Химич Ф.П. организатор восстания


Шеховцов ПФ командир партизанского соединения

Автор Александр ЧУХРАЕНКО, научный сотрудник Мелитопольского краеведческого музея.


Имя:
Ваш комментарий:

Флавио007
20 січня 2019 г. (22:52)
Очень интересно. Не знал.
Кстати, и в 2014-м похожее могло случиться. Если б "победителями" не было захвачено телевидение.
Вова
21 січня 2019 г. (10:16)
Спасибо большое. Интересно и познавательно
Я
25 січня 2019 г. (18:52)
Вот об этом и надо писать побольше

Схожі новини: