Действительно ли в Запорожье орудует банда маньяков?

Добавить новость


18 Октября 2018 15:54 | Автор: Анна Буряк | Просмотров: 348 

Каждую минуту мы получаем информацию, но не всегда она правдивая. Мы привыкли к стереотипу «все журналисты врут», но безоговорочно верим социальным сетям. Этой осенью по стране прошла волна панических сообщений и постов о пропаже детей. Наиболее наивные родители не только верят этому и запирают любимое чадо под семью замками, но и сами распространяют лже-новости. Стоит ли доверять аферистам? Журналисты MOST выяснили, что побуждает людей верить фейкам и как оградиться от дезинформации.

Реальный повод

Этим летом представители ювенальной полиции Запорожской области привели устрашающие цифры: за первые полгода в регионе пропали без вести 365 детей. Тогда было принято решение о запуске проекта «Поиск детей».

Инициаторами выступила Национальная полиция Украины и оператор мобильной связи. Суть: после установления факта пропажи ребенка оператор информирует абонентов, которые находятся в зоне поиска ребенка. На телефоны пользователей в течение 15-20 минут приходят СМС-сообщения с информацией о пропавшем/пропавшей и обстоятельствах ситуации.

Фейки в Запорожье

Информация дала повод не только для тревоги, но и для вброса фальшивой информации в сети. Все чаще на Facebook и в родительских чатах стали приходить сообщения (нет, не от «Киевстара» о пропаже детей) от перепуганных людей, которые сообщали страшные подробности похищения, расчленения и продажи чад.

Первая такая фейковая новость в Запорожье появилась в августе этого года.Автор поста предупреждала родителей о появлении в городе двух маньяков, которые похищают детей и сдают их на органы. Женщина заверяла, что об этом предупреждают правоохранительные органы. Количество орфографических ошибок, допущенных при написании текста, уже заставляет сомневаться в достоверности новости.



Другой фейк подхватили не только соцсети, но и СМИ. Это еще печальнее, ведь именно журналисты в ответе за распространение массовой информации среди аудитории, и должны иметь критическое размышление во избежание паник.





А новость быстро подхватили и разнесли на просторах Facebook.



Волна паники по стране

Настоящей сенсацией стала новость о телах детей без органов. Эпицентром провокаций стала Винницкая область. Там активно распространяли информацию о том, что мужчина и женщина на черной машине похищают детей. Таким образом, согласно сообщению, возле Винницы были найдены тела детей без органов.



Фейки с таким текстом получали жители не только Винницкой, но и Житомирской области. Чтобы успокоить население, пресс-секретарь ГУ ЧП Анна Олейник заверила: это дезинформация.



Как не попасться на уловку?

Зачастую такие фейки не имеют никаких оснований. Действует принцип «испорченного телефона». Кто-то где-то услышал и решил поделиться со всеми. Страшные детали дорисовывают в общей картине не правоохранительные органы, а фантазия впечатлительных родителей. Записи обычно заканчиваются словами «максимальный репост» или «поделитесь с друзьями, пусть все знают». На самом деле доверять таким «информаторам» не стоит. Есть официальные сайты государственных структур, которые проинформируют население в случае необходимости. Полиция уже обратила внимания на ложную тревогу, но сделать с провокаторами ничего не может. Есть статья за телефонное хулиганство, а вот на соц.сети закон не распространяется. Поэтому вся ответственность кладется на совесть пользователей.

Кому это нужно?

Исследователи приводят еще одну версию истинной причины «вброса» ложной информации. Она имеет маркетинговую подоплеку. Недобросовестные владельцы интернет-магазинов и маркетологи создают фейковые страницы, с которых отправляют сенсационные материалы. Им важно, чтобы новость обратила на себя внимание, и ее репостнули как можно больше человек. Тема пропажи детей — уловка, направленная на сердобольных представителей старшего поколения, которые в большинстве случаев не до конца понимают тонкости факт-чекинга (проверка информации) и принципа действия социальных сетей. Спустя определенное время дезинформатор перестраивает страницу для своих целей – и вот уже репостнувшие неправдивую новость о пропавших детях становятся участниками и гостями новой группы, страницы или интернет-магазина. Люди не замечают того, как сами окажутся в нем. Ну а далее аферист распространяет нужную ему информацию (допусти, рекламу). Такой вид продвижения свойственен Facebook.

Такая тенденция – отличный эксперимент для киберполиции. И урок для доверчивых пользователей соцсетей.

Источник: most-news.zp.ua

 
 
 

Версия для печати