Мелитопольцы через год смогу получать двойную пенсию

Добавить новость


18 Октября 2018 10:27 | Автор: Анна Буряк | Просмотров: 385 

Нынешняя пенсионная реформа предусматривает много нововведений. Одним из них является внедрение второго уровня системы пенсионного обеспечения, то есть накопительных пенсий, которые должны появиться уже с 1 января 2019 года. Однако инициатор изменений Кабинет министров до сих пор не изложил ее видение в соответствующем законопроекте.

Вместо правительства сделать это успели народные депутаты. Так, в парламенте зарегистрирован проект закона №6677 под авторством 59 народных избранников. В нем они детально объясняют, как Украине лучше внедрить накопительные пенсии и прописывают соответствующий алгоритм. Документ уже одобрен профильным комитетом и включен в повестку дня Верховной Рады восьмого созыва.

 Сайт NEWSONE.ua разбирался, что же нового предлагают народные депутаты, как появление накопительных пенсий повлияет на жизнь украинцев и реально их внедрить в Украине.

Накопительная пенсия обязательна, но не для всех

Итак, сейчас украинцы живут по принципу солидарной пенсионной системы. Иными словами каждый гражданин ежемесячно отчисляет из своей зарплаты 22% единого соцвзноса, которым в том числе обеспечивается деятельность Пенсионного фонда. К слову, проект бюджета на 2019 год предусматривает дефицит ПФУ в размере 166 миллиардов гривен. А согласно последним данным Минсоцполитики в Украине сейчас 12 миллионов пенсионеров.

Однако если человек по каким-то причинам не доживает до пенсии, то полагающиеся ему деньги просто "сгорают". Их нельзя забрать раньше, перечислить родным или использовать каким-либо другим способом. В связи с этим и встал вопрос о внедрении второго уровня пенсионного обеспечения – накопительной систему пенсий.

Законопроект №6677 определяет накопительные пенсии, как обязательные для всех граждан, которым не более 35 лет. Но старшие и достигшие 16-летнего возраста украинцы, а также постоянно проживающие в Украине иностранцы, тоже имеют на них право. Депутаты предлагают, чтобы с 1 января 2019 года сами сотрудники или их работодатели отчисляли 2% с зарплаты. Каждый год эта ставка будет увеличиваться на один процент, пока не достигнет отметки в 7%.

Если бы эта система работала уже сегодня, то украинец-мужчина со средней зарплатой в 10 000 гривен мог бы получать вторую пенсию в размере 10,2% от заработной платы - 1 020 гривен. Женщины в подобных условиях могут рассчитывать на 7,3% от зарплаты или 730 гривен из-за того, что они живут дольше.

Размер второй пенсии зависит от многих факторов, начиная от общей экономической ситуации в стране, и заканчивая размером инфляции. В этом случае нужно помнить – чем меньше зарплата и больше инфляция, тем меньшим будет размер пенсионных выплат.

Депутаты решили привязать систему к децентрализации. Когда украинцы смогут накапливать пенсии не в едином государственном фонде, а в частных пенсионных фондах. Они же в свою очередь могут инвестировать эти деньги в государственные ценные бумаги, к примеру.

Пенсионному фонду здесь выделили роль администратора. Простыми словами – он будет собирать деньги украинцев, и распределять их по выбранным ими частным фондам. При этом раз в год каждый гражданин имеет право бесплатно поменять пенсионный фонд без какой-либо потери денег.

В отличие от солидарной пенсионной системы, люди смогут распоряжаться своими накопленными деньгами. Раньше времени потратить сбережения можно в случае лечения тяжелого заболевания, покупки недвижимости в ипотеку или же обучения детей.

Помним, что в случае смерти не дожившего до пенсии гражданина, его выплаты "сгорают". В случае со второй пенсией дела обстоят по иному. Законопроект предусматривает процедуру унаследования накопленных денег.

Как это работает в Европе?

Франция

Накопительная система в стране это страховые взносы, которые граждане в период работы, делают в так называемые пенсионные кассы - Arrco и Agirc. Это в свою очередь дает человеку право зарабатывать баллы, количество которых умножается на их фиксированную стоимость после увольнения. Если считать общую сумму, то французы таким образом могут получить до 80% от своего заработка. Отметим, что система накопительных пенсий в данном случае является обязательной для работодателя, но добровольной для наемного работника.

Эстония


Здесь вторая пенсия обязательна для всех граждан и была внедрена в 2002 году. Однако обязательно копить свою будущую пенсию должны граждане, которые родились после 1983-го. Все остальные имеют право выбора – присоединяться к этой системе или нет.

Работает накопительная пенсия по системе обязательных отчислений – 2% удерживается из зарплаты гражданина, и еще 4% платит работодатель. Итого, каждый месяц на личный счет эстонца в банке-хранителе поступает 6% от его зарплаты. Финансовое учреждение имеет право инвестировать эти деньги в акции или облигации, чтобы их не "съела" инфляция.

Норвегия


Норвежская накопительная система имеет несколько видов, которые не слишком отличаются друг от друга. Первый ее вариант предусматривает отчисления из зарплаты в размере 2-7%, которые инвестируются в определенные проекты. Выплаты в этом случае начинаются по достижению гражданином 62 лет. Согласно второму виду условно накопительной пенсии, в случае наличия полного накопительного стажа (30 лет) работник получает 66% заработной платы, которая ему выплачивалась перед выходом на пенсию. В третьем случае пенсия-гибрид предусматривает отчисление работодателем фиксированного процента на счета пенсионных отложений, а сотрудник ни о чем не переживает.

Насколько это выгодно простым украинцам?

Эксперт Реанимационного пакета реформ Александр Ткач выразил уверенность, что законопроект №6677 является позитивным для Украины и вполне реализуемым. В его основу заложен опыт негосударственных пенсионных фондов, которые эффективно работают в Украине уже 14 лет. В западных странах эта модель работает еще с окончания Второй мировой войны.

Тем не менее, он подчеркнул, что Верховной Раде нужно скорее перейти к его принятию, так как до внедрения системы второй пенсии осталось всего 2,5 месяца, а документ должен пройти первое чтение, процесс внесения поправок и окончательное утверждение во втором чтении.

По его словам, в рамках гарантий сохранения пенсионных накоплений нужно рассматривать два момента. Первый это инвестиционные инструменты, которые обеспечивают доходность и возвращение денег. На начальном этапе деньги могут быть вложены только в государственные ценные бумаги, или же частично выведены за границу и вложены в акции крупных фондовых бирж. Здесь нет рисков невозврата денег. 70-80% этих инструментов имеют фиксированную (гарантированную) доходность, что обеспечит сохранность (возвратность) накоплений, а другие 20-30% имеют рыночную доходность, что обеспечит прирост накоплений. Хотя последним и присущи колебания биржевых цен как в сторону роста (на подъеме), так и падения (в кризис). Второй момент – эффективное государственной регулирование. То есть регулятор должен не только "присматривать" за процессом, но и иметь "карательную" функцию, что позволит людям точно получить свои выплаты.

Тем не менее, есть здесь и существенный недостаток - нужно более активно подключать работодателя. Сейчас все выплаты намерены возложить на работника, но лучше делать это постепенно или же поделить их между сотрудником и компанией.

"Время, когда начнутся первые выплаты, зависит от того, какой круг людей будет допущен к этой системе. Пока в документе идет речь о том, что все, кому на момент запуска системы не исполнилось 50 лет, будут в нее допущены. Тот же 50-летний украинец должен несколько лет делать вклады в частные пенсионные фонды, чтобы получить вторую пенсию", - указал эксперт.

В будущем человек будет получать две пенсии с двух независимых источников. В солидарной системе деньги накапливаются, а затем разделяются между всеми из "общего казанка". В накопительной системе человек персонально их копит, и фонд персонально их разделяет. К примеру, в таком случае человек может получить 3 000 гривен солидарной пенсии и 1 000 гривен накопительной.

Ткач предположил, что государство может в будущем создать систему тестирования доходов и привлечь сюда Пенсионный фонд, чтобы видеть весь доход граждан. Это может повлиять на процесс назначения субсидий, так как будет считаться общий доход, а не только солидарная пенсия, которая сама по себе может быть маленькой, но с учетом второй доступ к льготам на услуги ЖКХ уже будет невозможен. Но это заработает только через несколько лет, когда начнутся первые выплаты.

Как видим, предлагаемый Радой документ воплотил в себе мировую практику накопительной системы пенсий. Поэтому, волноваться украинцам за свои деньги нечего, а осталось только дождаться его воплощения в жизнь.

Автор: Мария Бабич

Источник: newsone.ua

 
 
 

Версия для печати