Детские болезни от избытка эмоций

Добавить новость


10 Января 2018 08:00 | Автор: Анна Райкова | Просмотров: 605 

Многие родители замечают прямую связь психологического состояния своего ребенка и возникающие «ниоткуда» болезни накануе важных событий или после скандалов дома, в школе. Еще не так давно официальная медицина скептически относилась к попытке объяснить некоторые заболевания психологическими проблемами. Сегодня же все больше врачей признают существование психосоматики.

Что это такое



Психосоматика - это направление в медицине, которое рассматривает связь души и тела, влияние психических и психологических факторов на развитие тех или иных болезней. Многие великие врачи описывали эту связь, утверждая, что у каждого физического недуга есть психологическая первопричина. Да и сегодня многие практикующие врачи уверены, что на процесс выздоровления напрямую влияет настроение больного, его вера в лучший исход, состояние духа.

О психосоматическом заболевании сегодня врачи говорят в том случае, если подробное обследование ребенка не показало каких-либо физических причин, которые могли бы способствовать развитию его заболевания.

Детская психосоматика имеет ту же природу, что и взрослая, - все душевные переживания находят выход в частых заболеваниях, следующих одно за другим.

В отличие от аналогичных проблем у взрослых, детская психосоматика имеет свои особенные проявления - ребенок не может справиться с душевным дискомфортом способами, которые доступны людям в зрелом возрасте. Он просто не понимает, что происходит, а чувствует только подавленность и неуверенность. Рано или поздно его неудовлетворенность выливается в проблемы со здоровьем. Как часто родители жалуются на то, что, только заслышав слово «детский садик», ребенок тут же начинает симулировать, выдумывая несуществующие боли в животе, голове, горле и т.д. Но если в колики трудно проверить, то постоянные ангины и бронхиты симулировать невозможно. Малыш просто подсознательно запускает механизмы, приводящие к возникновению заболеваний. Более того, он хорошо усвоил, что во время болезни мама всегда рядом с ним, жалеет и ласкает, поэтому использует эту схему каждый раз, как только начинает чувствовать себя одиноким.

Принципы



Психосоматика основывается на нескольких важных принципах, которые обязательно должны знать родители, если они решили искать истинные причины болезни своего ребенка:

• Негативные мысли, тревога, депрессия, страхи, если они довольно продолжительные или глубоко «спрятанные», всегда приводят к возникновению тех или иных физических болезней. Если изменить образ мышления, установки, то болезнь, которая не «поддавалась» медикаментам, уйдет.

• Если причина найдена верно, то излечение пойдет продуктивнее.

• Человеческий организм в целом, как и каждая его клетка, имеет свойство самовосстанавливаться, регенерировать. Если позволить организму это делать, то процесс выздоровления будет более быстрым.

• Любая болезнь у ребенка говорит о том, что малыш не может быть самим собой, что он испытывает внутренний конфликт. Если ситуацию разрешить, болезнь отступит.

Кто подвержен психосоматическим заболеваниям?



Ответ на этот вопрос однозначен - любой ребенок любого возраста и пола. Однако наиболее часто болезни имеют психосоматические причины у деток, которые находятся в периодах возрастных кризисов (в 1 год, 3 года, 7 лет, 13-17 лет). Воображение у всех детей очень яркое и реалистичное, а у малышей так вообще часто стирается грань между вымышленным и реальным. Болезнь нужна, как способ обратить на себя внимание, если его в семье уделяется мало, ведь с больным ребенком общаются больше, чем со здоровым, его окружают заботой и даже подарками.

Заболевание у детей часто является защитным механизмом в пугающих и неопределенных ситуациях, а также способом выразить свой протест, если в семье долгое время царит обстановка, в которой малышу неуютно. Многие родители, пережившие развод, прекрасно знают, что в пик переживаний и семейной драмы ребенок «так не вовремя» начал болеть. Все это - лишь самые элементарные примеры действия психосоматики. Есть и более сложные, глубинные и запрятанные далеко в подсознание малыша причины. Прежде чем их искать, нужно обратить внимание на индивидуальные качества ребенка, на его характер, на манеру его реагирования на стрессовые ситуации.

Наиболее серьезные и хронические заболевания случаются у детей, которые:



• не умеют справлятьcя со стрессом;

• мало общаются с родителями и окружающими о своих личных проблемах и переживаниях;

• находятся в пессимистичном настроении, всегда ждут неприятной ситуации или подвоха;

• находятся под влиянием тотального и постоянного родительского контроля;

• не умеют радоваться, не умеют готовить для других сюрпризы и подарки, дарить радость другим;

• боятся не соответствовать завышенным требованиям, которые предъявляют к ним родители и педагоги или воспитатели;

• не могут соблюдать режим дня, не высыпаются или плохо питаются;

• болезненно и сильно принимают во внимание чужое мнение;

• не любят расставаться с прошлым, выбрасывать старые сломанные игрушки, заводить новых друзей, переезжать на новое место жительства;

• склонны к частым депрессиям.

Понятно, что по отдельности каждый перечисленный фактор случается время от времени с каждым человеком, но на развитие болезни все же влияет продолжительность эмоции или переживания. Любая негативная эмоция или установка, если она длится достаточно долго, способна вызвать определенное заболевание.

Как найти причину


Все без исключения болезни, по утверждениям известных мировых психосоматов (Луизы Хей, Лиз Бурбо и других), строятся на пяти основных ярких эмоциях:

• страх;
• гнев;
• грусть;
• интерес;
• радость.


Рассматривать их нужно в трех проекциях - как ребенок видит себя (самооценка), как ребенок видит окружающий мир (отношение к событиям, явлениям, ценности) и как ребенок взаимодействует с другими людьми (наличие конфликтов, в том числе и скрытых). Нужно установить доверительные отношения с ребенком, постараться вместе с ним выяснить, что же его волнует и тревожит, что огорчает, есть ли люди, которых он не любит, чего он боится. Помочь в этом могут детские психологи, врачи-психотерапевты. Как только обрисуется приблизительный круг эмоций ребенка, можно приступать к прорабатыванию глубинных причин.



Некоторые популярные авторы (та же Луиза Хей) составили психосоматические таблицы, чтобы облегчить задачу. В них указаны заболевания и наиболее распространенные причины их возникновения. К примеру, у ребенка болит горло - он либо сильно обижен, либо страдает от невозможности высказать свое мнение, у такого ребенка часто обрывают инициативу, останавливая его просьбами помолчать, не вмешиваться и делают за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Если каждая простуда сопровождается кашлем, то это внутренний протест - малыш не хочет что-то делать, но боится открыто возразить. Ребенок, свободу которого постоянно ограничивают запретами, будет иметь проблемы с дыханием -воспаления легких, бронхиты, бронхиальная астма. Астма может быть проявлением и обратного поведения - родители буквально душат ребенка своей заботой, не дают и шагу ступить самостоятельно. Дети с хроническим насморком - это признак того, что не все ладно в коллективе. Ребенок пытается оградиться от ситуаций или людей, которые его не устраивают (воспитатели, сверстники, родственники), поэтому дома такой насморк проходит, а возобновляется только при появлении источника раздражения и т. д.

Диагностические таблицы можно найти в специализированной литературе по детской психосоматике. Однако слепо доверять такой диагностике нельзя - они довольно усредненные, не учитывают личности и индивидуальности вашего ребенка, а это очень важный момент. 

Лечение и профилактика

Детская психосоматика, как источник нарушений физического состояния ребенка, подвержена коррекции, но работать необходимо со всеми членами семьи. Еще более важно осознание родителями того, что любая их эмоция, поступок или особенности поведения всегда находят отражение в состоянии здоровья ребенка. Понять необходимость перемен, сделать все возможное, чтобы к процессу выздоровления подключились все близкие ребенку люди - это уже пройденная половина пути к успеху.

• В период лечения детей с психосоматическими расстройствами необходимо изменить привычное поведение и не создавать у ребенка заинтересованности в болезни. Не стоит больше баловать, чем обычно, исполнять капризы.



• Наблюдайте за состоянием и самочувствием больного ребенка, но не сосредотачивайте все внимание на болезни. Ухаживая за ним, находите и другие темы для разговора.

• Не превращайте дом в больницу и не раскладывайте везде лекарства, термометры и т.п. Если постельный режим врач не назначил, то не допускайте того, чтобы малыш весь день валялся в кровати. Пусть умоется, оденется, поест за столом, спокойно поиграет. Это тоже позволит быстрее выздороветь и не сильно отклоняться от привычного режима дня.

• Обратите внимание на разговоры среди членов семьи. Если в них часто упоминаются болезни, больные и умершие родственники, лекарства, анализы и т.п., то ребенок невольно будет расти мнительным, тревожиться за свое здоровье. Договоритесь с близкими поменьше разговаривать на эти темы.



• Для профилактики психосоматических расстройств необходимо создать в семье доброжелательную атмосферу, научить ребенка доверять вам свои мысли и эмоции, делиться переживаниями и страхами. При этом критиковать стоит очень осторожно, не оскорбляя и не унижая.

• Постарайтесь воспринимать ребенка реалистично. У него наверняка имеются положительные качества и способности, которые вы можете помочь ему развить. Учитывайте его возможности в соответствии с возрастом, состоянием здоровья, имеющимся опытом и не требуйте слишком многого. Если ребенок болеет в учебное время, особенно перед контрольной работой, экзаменом, и выздоравливает в период каникул, значит, имеет место невроз, и боли в голове, животе, тошнота и другие симптомы являются психосоматическими. Это говорит о том, что у ребенка большая нагрузка или к нему предъявляют повышенные требования.

• Не перегружайте ребенка учебой, спортивными секциями или домашним хозяйством. Детям с психосоматозами присущи слабость и повышенная утомляемость, поэтому для них рекомендуется установить определенный распорядок дня с разумным чередованием труда и отдыха. 

• Создав доброжелательную обстановку и налаживая отношения с ребенком, привлекайте его к помощи по дому и не забывайте оставлять ему свободное время, когда он может заняться чем-то по своему желанию.

• Предоставляйте ему долю самостоятельности, пусть он побудет без вашего контроля и опеки, а потом лучше посидите рядом с ним, выслушайте рассказы о его занятиях и эмоциях.

• Не забывайте, что у каждого должно быть личное пространство. В общении - это дистанция между собеседниками, комфортная для каждого из них. Не нарушайте дистанцию в порыве гнева, чтобы не пугать и не вызывать стресс. Стремитесь к тому, чтобы общаться с малышом на одном уровне. Для этого можно наклониться к нему или присесть рядом.



• Заведите в семье правило - не выяснять отношения и тем более не устраивать скандалов при ребенке. Никогда не говорите при нем плохо о других людях, особенно близких, проявляйте уважение друг к другу. Родители в глазах ребенка всегда должны быть авторитетом.

• Станьте для ребенка примером и начните мыслить позитивно, стремитесь к здоровью, а для этого избавьтесь от вредных привычек, больше проявляйте физической активности, займитесь спортом, измените питание на более полезное и здоровое. Ваши бодрость и оптимизм положительно отразятся на состоянии здоровья ребенка и отношениях в семье.

По материалам «В Капусте», o-krohe и др. 

 
 
 

Версия для печати