КГБ vs запорожские пятидесятники: По вере вашей дано будет вам... 10 лет лагерей

Добавить новость


26 Ноября 2017 12:55 | Автор: Оксана Лютая | Просмотров: 691 

Речь пойдет о судьбе уроженца села Днепровка Каменско-Днепровского района Запорожской области Дмитрия Зарубина. В 1951 году 31-летний Дмитрий был приговорен к 10 годам лагерей. Формально - за антисоветскую деятельность, а именно: призывы к верующим не подчиняться законам СССР, отказываться от службы в армии, не участвовать в общественно-политической жизни страны. Ведь советская власть всегда предпочитала не признавать факта преследований граждан за религиозные убеждения, поэтому вину верующих обычно "подгоняли" под Уголовный Кодекс.

Впрочем, Зарубину "повезло" - своего срока он полностью не отсидел, ведь началась так называемая хрущевская оттепель, и в 1956 году пятидесятницы был уволен по решению комиссии Президиума Верховного Совета СССР. Однако выпускать его из поля зрения Кгбисты не собирались.

Рукоположение в "Оракула"

Еще в лагере Зарубин присоединился к протестантскому течению пятидесятников и после освобождения прибыл в 1957 года в Донецк, где установил связь с местной общиной. Сначала был проповедником, а позже возглавил общину верующих Петровского района города. Периодически выезжал в другие населенные пункты Донбасса и Запорожье, где выступал на собраниях с проповедями, проводил активную деятельность по привлечению новых людей в общины пятидесятников.

В конце 1958 года Управлением КГБ по Донецкой области в отношении Зарубина проводились так называемые профилактические мероприятия, то есть проповедника пытались убедить отказаться от деятельности. Однако, как свидетельствуют документы, желаемого для чекистов результата эти меры не имели.

Вскоре Зарубин переехал в Запорожье к матери и сестре. Здесь руководитель местных пятидесятников Ганжа (объект групповой агентурной разработки КГБ "Оракул") рукоположил его в пресвитеры.

"Твардовский", ваш выход!

До слежки за Зарубиным и Ганжой были привлечены агенты КГБ "Твардовский" и "Семенов". "Твардовский" имел большой опыт работы с органами госбезопасности. Его специально тренировали для введения в среду - в совершенстве ознакомили с особенностями быта и религиозными убеждениями пятидесятников. Поэтому он быстро "влился" в общины верующих и имитировал принятие крещения "святым духом". Агент КГБ в течение короткого времени завоевал авторитет и доверие со стороны Ганжи, а впоследствии и Зарубина.

"Семенов" заинтересовал КГБ тем, что жил рядом с Ганжой и поддерживал с ним добрососедские отношения. В свою очередь Ганжа пытался привлечь "Семенова" к пятидесятникам. Поэтому перед агентом открывались широкие возможности для установления новых связей Ганжи и Зарубина, выяснения места и времени собрания пятидесятников. Кроме того, "Семенову" было поручено присматривать за тем, как развивались отношения между объектами слежки и другим агентом "Твардовский". Исходя из докладов "Семенова", последний замечательно исполнял свою роль, ведь не имея понятия о том, что "Твардовский" тоже агент КГБ, "Семенов" характеризовал его как "истинно верующего", который пользуется доверием пятидесятников.

Агенты докладывали, что Зарубин, который "вел бродячий образ жизни и не занимался общественно-полезным трудом", систематически ездил по разным регионам страны, устанавливал связи с активом местных пятидесятников, среди которых именовал себя епископом, проводил активную работу, которая была направлена на организационное укрепление религиозного подполья. Также руководил работой по выработке единых догматических положений и создание ядра движения.

"Твардовский", которому Зарубин безусловно доверял, информировал своих "кураторов" о месте и времени выездов пятидесятницы, поэтому территориальные органы КГБ пристально следили за Зарубиным, в каком бы регионе он не находился. Чекисты фиксировали выступления объекта на собраниях верующих с проповедями, которые "содержали антисоветские проявления".

"Остерегайтесь объединений с ними"

Именно благодаря своим агентам КГБ получил произведения Зарубина, которые тот распространял среди верующих: "О церкви ХХ века" и "Остерегайтесь объединений с ними". В этих трудах он призвал единоверцев не участвовать в строительстве коммунизма, отказываться от службы в армии, не выполнять советские законы, требовал ограничения влияния коммунистической идеологии на молодежь.

В феврале 1961 года КГБ получил от "Твардовского" информацию, что Зарубин собирается ехать в Краснодар и Тарту, а с собой берет ряд своих рукописей, содержание которых агент установить не смог. Поэтому чекисты решили заглянуть в его карманы и сумки с помощью милиционеров. Последние должны задержать пятидесятницы на пути следования за бродяжничество. Планировалось во время обыска ознакомиться с содержанием его рукописей и при условии наличия в них антисоветских записей, открыть против
Зарубина уголовное дело.

Задержали миссионера на станции "Донецк", когда тот направлялся из Краснодара в Тарту. У него изъяли рукописи "враждебного характера", а также брошюра "Коммунистическая партия и Советское правительство о религии и церкви", на полях которой были сделаны пометки, оценены спецами из КГБ как антисоветские.

Время пребывания Зарубина под стражей в милиции было использовано для сбора новых доказательств его антисоветской деятельности. И их, конечно же, собрали.

Поэтому 30 мая 1961 года Запорожским областным судом Дмитрий Зарубин по ст. 62 ч. 2 (Антисоветская агитация и пропаганда) УК РСФСР был приговорен к 10 годам лишения свободы. В отличие от 1951 года, когда вместе с Зарубиным, в лагеря отправились и другие члены общины баптистов, в этот раз КГБ ограничился "профилактическими мероприятиями" - остальные пятидесятников остались на свободе.

источник: Depo.Запорожье

 
 
 

Версия для печати