«Ремондис» в Запорожье: хотели, как лучше - получилось, как всегда

Переглядів: 2109

19 березня 2009 09:07

«Ремондис» в Запорожье:  хотели, как лучше - получилось, как всегда фото
«МВ»-справка

REMONDIS AG & Co. KG - одна из крупнейших в мире компаний в области услуг в сфере водного хозяйства и обращения с отходами. Основана в 1934 г. Йозефом Ретманном. Насчитывает более 17 тыс. сотрудников. Располагает филиалами в 21 европейской стране, а также в Китае, Японии, на Тайване и в Австралии. Обслуживает населенные пункты общей численностью 20 млн. жителей. Двадцать пятым государством в сфере влияния немецкой фирмы в 2008 г. стала Украина, а первым городом, заключившим с ней договор, - Запорожье.

Фирма «Ремондис» работает по системе замкнутого цикла. Устанавливаются контейнеры для раздельного сбора мусора (пластик, стекло, бумага). Затем - вторичная переработка на заводе. Полученные материалы могут быть использованы для производства продукции. В результате на полигоне - минимум отходов, меньше загрязняется окружающая среда.

«Мы первые, поэтому и набиваем шишки»

Запорожье стало первым городом в Украине, с которым начал сотрудничать «Ремондис».

У созданного там 1 августа 2008 г. совместного предприятия - три учредителя: «Ремондис» (51 проц.), ООО «Ольф» (5 проц.) и КП «Коммунсан-трансэкология» (44 проц.). Работают два директора - немецкий и украинский.

- У нас с немцами равные права, - рассказывает директор СП «Ремондис-Запорожье» Андрей Козак. - За мной - оперативное руководство. Мы определили задачи на два ближайших года: поменять контейнеры, парк автомобилей, построить сортировочную линию, ввести раздельный сбор мусора.

Что сделали? Из необходимых 8-9 тыс. установили около 4 тыс. контейнеров. Приступили к строительству сортировочной линии. Однако существующие контейнерные площадки оказались непригодными, и пока неясно, кто их должен обустраивать. Мы не можем вкладывать деньги (по предварительным подсчетам, на это понадобится 3,5 млн. грн.) в чужое, коммунальное, имущество. Это будет благотворительностью, а значит, не удастся списать НДС, другие налоги. Нет пока и механизма передачи коммунальной собственности в частную. А вот вывоз мусора осуществляется в соответствии с графиком. Случаются, конечно, «проколы» - например, машина сломается, а другую послать уже не успеваем. Подумываем о приобретении подменных мусоровозов, сооружении компостной ямы (для удобрений). Намечаем дробить ветки на опилки, делать брикеты для альтернативного отопления. Строим завод по переработке мусора. Уже готов нулевой цикл, 1 мая планируем отдать здание немцам под оборудование, а на 1 августа намечен запуск.

Самая большая помеха - несовершенное законодательство. Во многих европейских странах есть налог на вывоз мусора, там не испытывают нужды в средствах на эти цели. А у нас, в лучшем случае, четверть жителей частного сектора рассчитывается за услугу. Остальные выбрасывают мусор в контейнеры возле многоэтажек и на стихийные свалки, не неся за это никакой ответственности.

«В работе предприятия нет системы»

- Я предлагал сначала навести порядок в одном-двух районах, сделать все, как полагается, создать нормальные условия, - говорит директор ООО «Ольф» Сергей Ольшанский. - То есть показать, как надо работать, а потом постепенно распространять этот опыт. А как поступили? Сразу же увеличили в два раза нормы накопления мусора на человека. Но при раздельном сборе мусора нормы должны уменьшиться (иначе кто из граждан будет этим заниматься?) - за счет вторичного сырья. Ведь переработка бумаги, пластиковых бутылок, стекла во всем мире приносит ощутимую прибыль. И не вина людей, что сортировочная линия (наше предприятие уже передало ее СП, где линию почему-то демонтировали) и цех еще строятся.

Офис отремонтировали, а маршруты не пересмотрели. Мусоровозы добираются к домам и обратно окольными путями - якобы чтобы не нарушать городскую «эстетику». На самом деле водители едут так, как им удобно, экономя топливо для «левых» заработков. Все это оплачивают жильцы. А ведь спецтранспорт вполне может передвигаться по центральным улицам, только машины должны быть вымытыми, чистыми.

Пластиковые контейнеры не выдерживают никакой критики: быстро трескаются, их часто поджигают. Вдобавок они более объемные, чем прежние железные. Поэтому на существующих площадках не уместились, а о сооружении новых никто заранее не подумал. И стоят контейнеры где на асфальте, а где и просто на земле. Зачем нужно было устанавливать контейнеры для раздельного мусора, если таким сбором никто не занимается?

«У одних нет денег, у других - совести»

- С приходом «Ремондиса» заметных перемен не произошло и с вывозом мусора лучше не стало, - констатирует завотделом гигиены городской СЭС Александр Харь. - Но это, на мой взгляд, зависит не столько от предприятия, сколько от платежей. А денег у ЖЭКов (именно они заказчики услуг), как правило, не хватает. Поэтому санитарные нормы вывоза (летом ежедневно, зимой - через день) не выполняются.

А ситуация в частном секторе вообще безобразная. Здесь ввели полиэтиленовые пакеты (с логотипом «Ремондиса»). Но многие по старинке выбрасывают мусор на свалки или в контейнеры возле многоэтажек. У кого-то нет денег, а у кого-то - и совести.

Вопрос с контейнерными площадками тоже завис в воздухе. «Больная мозоль» и крупногабаритные отходы (старые диваны, разбитые унитазы, елки). Обязали ЖЭКи вывозить их раз в десять дней, штрафуем, если предписание не выполняется.

Контейнеры, как и раньше, не моют, не дезинфицируют (это полагается делать раз в 5-10 дней).

Логотип «Ремондис» порядка не гарантирует

В этом наш корреспондент убедился собственными глазами. Если в южном микрорайоне Пески возле контейнеров чисто, и мусор, по всему видно, вывозится вовремя, то в центре города ситуация прямо противоположная. Пластмассовые контейнеры установлены хаотично, среди них много треснувших. А рядом порой - старые ржавые железные. Во дворах ничего не стоит наткнуться на свалки возле площадок. Знакомый до боли «дизайн» встречается, как и в Мелитополе, на каждом шагу.

Запорожцы, которых мы спрашивали о том, стало ли в городе чище с приходом немцев, пожимали плечами. Они или вообще не знали о преобразованиях, или не заметили улучшений.

Ошарашил и вид грязных мусоровозов с логотипом «Ремондис», встретившихся на дороге. Немцы тут, конечно, ни при чем. Ведь предприятие по своей сущности осталось коммунальным. То есть поменялась форма собственности, а мышление, подходы в решении проблем остались прежними.

А что у нас?

Переговоры о создании в Мелитополе совместного предприятия с фирмой «Ремондис» начались летом 2008 г. Ожидалось, что этот процесс, с учетом опыта Запорожья, пройдет очень быстро. Однако переговоры пока топчутся на месте: в июле был подписан договор о намерениях, в феврале стороны принародно поставили автографы под документами, в которых, как оказалось, нет ничего нового.

- Вопрос о том, сколько у кого процентов, - не главный, - уверен мэр Дмитрий Сычев. - На доле в 51 проц. настаивали немцы. Кроме того, по словам юристов, в этом случае не придется проводить тендеры по закупке бензина, мусоровозов и т. д. Наша сторона вносит в уставной фонд совместного предприятия имущество (проведена экспертная оценка), немецкая - живые деньги.

Проблему вижу в другом - предложенный договор о создании СП составлен с позиции законодательства Германии. Поэтому мы не подписываем и не подпишем устав, пока не добьемся своего. В частности, мы добиваемся, чтобы немецкая сторона не диктовала, где покупать контейнеры, мусоровозы. Дело в том, что в Германии они намного дороже, а мы предпочитаем отечественные, более дешевые. Хотим также оставить задел на строительство сортировочной линии.



Имя:
Ваш комментарий:

грант
19 березня 2009 г. (11:37)
мдаа...попахивает очередным повышением тарифа за несуществующие "услуги" жэков. ]:-o ]:-o ]:-o
Аноним
19 березня 2009 г. (12:54)
как всегда ... немцы идут со своими деньгами , а мы им условия будем ставить , на что их потратить ... бред ... сами не можете, так хоть другим не миешайте ...
qqq
19 березня 2009 г. (16:03)
Немцы настаивают на покупке ихней технике, а мы на своей. Патриоты! Наша техника с завода выходит уже полу бракованная, и через 2-3 года эксплуатации становится полностью непригодная в отличии от немецкой которая при правильном обслуживании может прослужить лет 10. Внешний вид, комфорт езды, производительность вообще не обсуждается.
Олег
20 березня 2009 г. (11:38)
Ну так правильно. Нащу технику за откаты покупают, и никого не волнует, что качество ужасное
9nbI4
28 березня 2010 г. (21:11)
Вы хуже зверей,вы хуже волков,вы такие твари бездушные,которые убивают не в чём не повинных собак,была б моя воля я б истреблял таких как вы,я вас ненавижу!!!!!!!!1
NataljaSU
12 травня 2010 г. (21:12)
Немцев жалко...

Схожі новини: