Зарплата за хорошие оценки: работает ли метод пряника?

Добавить новость


18 Октября 2017 08:39 | Автор: Анна Райкова | Просмотров: 635 

Сторонники денежного поощрения детей за школьные оценки и помощь в домашней работе ратуют за то, что это хороший стимул и инструмент воздействия. Применяя такой подход, родители ожидают, что ребенок, мотивированный будущей наградой, научится добиваться результата и самостоятельно распоряжаться заработанными средствами.

Противники данного метода, среди которых большинство современных психологов, считают, что школа - не работа, а прямая обязанность ребенка, одиннадцатилетний этап получения знаний, которые он сможет применить в дальнейшем, чтобы зарабатывать деньги.

В нашей культуре не принято оплачивать то, что не относится к профессиональной деятельности. Родителям не платят за поход по магазинам, уборку или приготовление еды; хозяйственными делами в семье занимаются, чтобы поддерживать комфорт и уют. И в рабочей среде есть виды деятельности, которые не предполагают оплату, например, волонтерство. Если с детства дать ребенку установку на то, что любое действие предполагает вознаграждение, это может не позволить ему узнать, что существуют и другие мотиваторы: моральное удовлетворение от выполненной работы, сам факт получения хорошей оценки за учебу, похвала родителей или учителя, здоровые амбиции и пр.

Подводные камни денежного поощрения:

- уменьшается ценность учебы как таковой, в приоритет возводится значимость оценки, ведь за 12 баллов родители явно заплатят больше;

- может случиться так, что финансовые возможности семьи не позволят легко выделять средства на оплату школьных оценок, и схема перестанет работать, упадет интерес получать хорошие оценки;

- есть вероятность, что детские запросы возрастут и в какой-то момент выдаваемой суммы в понимании ребенка будет недостаточно;

- если в семье растут дети с разными способностями и для одного не так сложно получить 10-12, а другому нужно долго стараться и ради 8-ки, возможны обиды из-за того, что вознаграждение выплачивается непропорционально и нечестно;

- мотивация может оказаться кратковременной и снизиться, если у ребенка не получается достичь желаемого результата;

- важность денег для детей может быть переоценена. Однажды ребенок может отказаться помогать по дому просто потому, что сейчас ему не нужны, к примеру, 20 гривен;

- материальное вознаграждение не решает первоначальной проблемы.

Главный подвох, почему «денежная мотивация» не всегда работает, - если хороших оценок нет по причине лени, нехватки природных способностей к каким-либо предметам, отставания из-за пропущенных по болезни занятий, то обещание награды не изменит первопричину.

А если метод работает?


Исключения из правил находятся всегда. Бывают дети с определенным складом характера, которые с малых лет настроены на зарабатывание денег, любят копить, пересчитывать капитал, приумножать его. Для них материальная компенсация - не просто сильная мотивация, но и образ жизни.

Реальный пример из жизни - процветающий бизнесмен, которому в детстве платили за хорошие оценки. Привычка накапливать деньги успешно закрепилась, и когда парень подрос, он постепенно ушел в сферу бизнеса. Очевидно, родители не зря ему платили за оценки, развивая в нем талант бизнесмена.

Денежное поощрение становится уместным и с подростками, которые усиленно готовят себя к взрослой жизни, желают большей свободы и самостоятельности, но в силу разных причин - от законодательных до нехватки свободного времени - не могут заработать на дополнительные расходы.

В таком случае специалисты советуют родителям оплачивать ребенку работу «сверх нормы» - ту, за которую вы бы заплатили профессионалам: например, за вскопанные грядки в саду или желание посидеть с младшими членами семьи, пока взрослые проведут вечер в гостях.

Как мотивировать детей?


Мысль о том, чтобы вознаграждать за оценки, не возникает, когда поощрения - и так часть жизни, и приятные мелочи происходят по поводу и без повода, просто потому что членам семьи приятно радовать друг друга. Гораздо приятнее, если родители отмечают участие ребенка в олимпиаде или окончание учебного года неожиданным сюрпризом в виде совместного похода в кафе или подарка. Важно не возвеличивать значение оценок, хвалить детей не только за результат, но и за процесс достижения результата. Даже если вы заплатите ребенку за хорошую оценку по контрольной, стоит акцентировать внимание на том, что ребенок действительно хорошо постарался для достижения этого результата (вы заметили, как он корпел по вечерам). Ведь часто в получении оценки ребенка участвуют и родители, помогая ему составлять проекты и решая большую часть заданий, в таком случае оценку получают родители (репетиторы), и оплата за оценку будет необоснованной.

Хорошо, когда с определенного возраста у ребенка существует возможность получать карманные деньги, есть понимание суммы этих денег и на что они даны. Ребенок спокоен, когда не возникает острой проблемы, где взять средства на нужную вещь, а есть договоренность, которая соблюдается родителями и детьми. Например: школьная еда оплачивается из карманных денег, одежда покупается на зарплату родителей, на крупные игрушки и гаджеты можно накопить или получить их по завершении какого-то периода: окончание школьного семестра, день рождения и т.п.

Чтобы не провоцировать ситуации, когда ребенок то и дело ожидает вознаграждения за труд, постарайтесь не пользоваться подкупом слишком часто и в совсем юном детском возрасте. Леденец за убранные игрушки - не лучший способ приучить детей к взаимопомощи, которая по умолчанию должна присутствовать в семье. Будьте аккуратны с выражениями «Будешь хорошо себя вести - куплю игрушку»: этот сценарий может привести к неутешительному результату, когда на любую просьбу взрослого ребенок будет ожидать чего-то взамен.

По материалам «Я - родитель».

 
 
 

Версия для печати