Памятники мирного времени

Добавить новость


4 Марта 2009 11:20 | Просмотров: 227 

История вопроса

Традиция ставить кресты вдоль дорог пришла к нам из Древней Руси, но она никак не связана со смертью на дорогах. Наши предки устанавливали эти обереги на поклонение путникам и в качестве хранителей торговых путей. Позже стали встречаться и надгробные кресты - над могилами варварски убитых ямщиков и почтарей. В послевоенный период на разбитых дорогах часто гибли шоферы, и на месте каждой катастрофы появлялся крест. Дальнобойщики, проезжая отмеченное место, сигналили, отдавая тем самым дань памяти погибшего. Но в 70-х годах прошлого века по указанию КПСС все кресты и памятники были уничтожены как отвлекающие водителей.

Закон не велит

Официальная мотивировка такова: «Наличие ритуальных знаков ухудшает эстетичный вид дорог, отрицательно влияет на участников дорожного движения и может стать сопутствующей причиной совершения ДТП, размещение в полосах отвода посторонних предметов (к ним отнесли и ритуальную символику. - Л. Ч.) запрещено ст. 9 Закона Украины «Об автомобильных дорогах».

Документ разделил людей на два практически враждующих лагеря. Одни негодуют: «Зачем эти кладбища вдоль дорог?». Другие - те, кто потерял в автокатастрофе родного или близкого человека, - уверены, что венок на месте происшествия, памятник, крест - это память о погибшем, а скорбь может быть выражена и таким образом. Для этих людей не являются весомым доводом заявления о том, что ни в одной развитой стране Европы на обочинах дорог не встречаются ритуальные знаки погибшим в ДТП. Не слышат они и утверждений, что к предстоящему футбольному первенству «Евро-2012» дороги должны приобрести европейский вид.

Спорный вопрос

Желание родственников возводить мемориалы на обочинах, по мнению психолога центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Александры Мисяк, объяснимо.

- Так, видимо, легче справиться с горем, - говорит А. Мисяк. - Но нельзя бросаться в крайности, отдаваться культу смерти. Те или иные ритуальные памятники существуют во всех странах. У нас это похоронные венки, в Европе, к примеру, - белый велосипед, все зависит от культурного уровня народа, приемлемых устоев. Вопрос о том, нужны ли памятники, - очень спорный. Кого-то подобные вещи напрягают, отвлекают, раздражают, а для кого-то станут своеобразным сигналом об опасности. Это сугубо индивидуально и зависит от личного уровня ответственности. Однако обилие ритуальных атрибутов на дороге может вогнать в общий страх и действовать совершенно в другом направлении. И потом, когда памятников много, срабатывает закон восприятия, памяти, и мы просто перестаем замечать постоянно повторяющиеся раздражители. Это должны быть какие-то единичные формы, закрепленные на культурном уровне, - только они смогут воздействовать на сознание, не вызывая отвращения и раздраженности.

Позиция церкви

По словам настоятеля храма Святого Великомученика Георгия Победоносца иерея Максима Смирнова, кресты на могилах усопших охраняют погребенные тела:

- У дороги, там, где произошла трагедия, кресту не место. Другое дело - охранные кресты, которые устанавливают на подъездах к городу. Они выполняют функции своеобразных оберегов, каждый въезжающий может здесь поклониться Христу. Лишним будет возводить на обочине мемориал или устанавливать памятник погибшему в автокатастрофе, для этого есть специальные места захоронения. А вот венок или цветы родственники могут оставить в память о погибшем. Но все зависит от их личного желания, указывать им никто не может. Мое личное мнение: венок, прикрепленный к столбу на обочине, является лишним напоминанием водителям о том, что нужно сбавить скорость. Он выполняет функции того же дорожного знака, приказывающего водителя отпустить педаль газа.

Уберут ли венки?

Начать уборку ритуальной атрибутики «Укравтодор» планирует уже в ближайшее время. Однако пока этот механизм не разработан, поэтому сотрудники ГАИ и, в частности, мелитопольские госавтоинспекторы бездействуют.

- Сначала необходимо провести разъяснительную работу, поговорить с родственниками, - говорит инспектор по профилактической работе ГАИ Андрей Генов. - И только потом мы приступим к демонтажу памятников. И то пока что неясно, кто будет их убирать: мы или сами родственники. Как вариант, возможно, памятники будут просто перенесены подальше от обочин.

Взгляд из редакции

Смерть - это всегда горе, это всегда боль утраты. Но нужно взять себя в руки и не зацикливать на этом свою собственную жизнь. Подумайте, хотел бы этого сам человек, ради памяти которого вы стараетесь? Облегчит ли это ваши страдания? Смерть настигает повсюду, она не выбирает мест, но ведь мы не ставим крестов в больницах и в собственных домах. Дороги - это место для жизни. А увековечить память дорогого вам человека можно в иной способ: напишите о нем книгу, сложите песню, создайте фонд его имени. Так он дольше будет жить в сердцах людей.


 
 


 

Версия для печати
Loading...